Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (390) | 24 октября 2011г.
 

Отдать долги хлебом

Динамика роста долгов Тольяттихлеба превышает динамику роста прибыли

Эрик Королев

ОАО «Тольяттихлеб» за последние пять лет показывало рост прибыли и выручки. Однако общий объем краткосрочной и долгосрочной задолженностей предприятия растет большими темпами. На этом фоне уже отмечается ухудшение качества продукции Тольяттихлеба. Подобные тенденции делают перспективы Тольяттихлеба, генеральным директором которого является Юрий ЗЕЛЕНЦОВ (на фото), далеко не безоблачными.

Согласно данным Росстата, с 2005 по 2010 г. выручка ОАО «Тольяттихлеб» выросла с 355,3 млн р. до 894,6 млн р. Чистая прибыль предприятия выросла за этот же период с 26,3 до 68,4 млн р. Несмотря на то что у предприятия наблюдается рост прибыли и выручки, динамично растут и долги. Так, с 2006 по 2010 гг. долгосрочные обязательства выросли с 31,7 млн р. до 79,4 млн р. Что касается краткосрочных обязательств, то за рассматриваемый период они выросли с 47,2 млн р. до 96,6 млн р. Т. е. если чистая прибыль за этот период выросла на 42 млн р., то общий объем задолженности вырос на 97 млн р.

При этом большую часть краткосрочной задолженности составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Объем долга ОАО «Тольяттихлеб» перед поставщиками и подрядчиками за последние пять лет вырос в пять раз — с 12,1 млн р. до 59,2 млн р.

У Тольяттихлеба также отмечается стабильный рост задолженности перед персоналом. Долг перед персоналом за последние пять лет вырос в два раза — с 5,7 млн р. по итогам 2005 г. до 11,4 млн р. по итогам 2010 г.

Если этот показатель отражает объем невыплаты заработной платы персоналу, то по динамике видно, что эта практика может носить в Тольяттихлебе регулярный характер. С другой стороны, рост показателя долга перед персоналом на деле может означать лишь увеличение окладов руководителей предприятия, за счет которых и формируется большая часть т. н. долгов.

Динамика роста задолженности по налогам и сборам особенно характерна в последние четыре года -за этот период объем долга вырос в шесть раз. Если по итогам 2007 г. долг по налогам составлял лишь 1,6 млн р., то уже по итогам 2010 г. объем долга составил 10,2 млн р. Если эта динамика сохранится и дальше, то, видимо, стоит ожидать судебных исков к Тольяттихлебу от налоговых органов. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами также выросла, причем в три раза — с 1,4 млн р. по итогам 2005 г. до 4,2 млн р. по итогам 2010 г.

У ситуации стремительного роста задолженности Тольяттихлеба может быть несколько причин. Продукция предприятия — хлеб и хлебопродукты — имеет статус продукции первой необходимости и входит в ряд социально значимых потребительских товаров,

т. е. за уровнем цен этой категории товаров осуществляется общественный контроль. Несмотря на это, на рост себестоимости хлеба влияет целый ряд причин: повышение цен на зерно и муку на мировом рынке, рост оплаты за коммунальные услуги, бензин и другие факторы, связанные с организацией производства. С ростом себестоимости растет и потребность в средствах, которыми нужно рассчитываться с поставщиками товаров и услуг, а также с различными фондами.

В то же время, несмотря на рост выручки ОАО «Тольяттихлеб», наблюдается ухудшение качества продукции завода. Так, например, на сайте Союза потребителей России 18 апреля была размещена информация о том, что Тольяттихлеб обязали за свой счет опубликовать антирекламу собственного предприятия в городской газете тиражом не менее 120 тыс. экземпляров. Союз потребителей России сообщил: «В ноябре 2010 г. жительница Тольятти купила в магазине булочки «Сдобушка» производства ОАО «Тольяттихлеб». «Подозрительные» на вид булочки отправили в лабораторию ГУ СО «Новокуйбышевская городская станция по борьбе с болезнями животных». Специалисты обнаружили в хлебобулочных изделиях стафилококк».

Ухудшение качества продукции ОАО «Тольяттихлеб» на фоне роста объемов задолженности, который из года в год демонстрирует предприятие Юрия Зеленцова, может не самым лучшим образом сказаться на дальнейших перспективах компании.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.