Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (390) | 24 октября 2011г.
 

Йогурты для богатых

«Данон Волга» попал в зависимость от поставщиков

Сейдамет Абреков, Эрик Королев

ЗАО «Данон Волга», согласно недавно раскрытым данным Росстата, касающихся отчетности 2010 г., показало выручку чуть более 1,5 млрд р. Это второй показатель по Тольятти среди предприятий отрасли «Пищевая промышленность». При этом впервые за последние годы «Данон Волга» сработал в убыток. Это, судя по всему, стало следствием резкого роста себестоимости продукции за счет повышения цены сырого молока. Рост себестоимости вскрыл недостатки системы закупок и поставок сырья, которую имеет «Данон Волга».

За 2010 г. ЗАО «Данон Волга» показало выручку 1,526 млрд р. и заняло 39-е место в общем рейтинге тольяттинских предприятий по этому показателю. В своей отрасли ЗАО «Данон Волга» показало второй результат вслед за ООО «ФАБРИКА КАЧЕСТВА». Для «Данон Волга» этот объем выручки оказался рекордным за всю история компании. Акционерами ЗАО «Данон Волга», согласно ЕГРЮЛ, на данный момент являются ООО «Данон Индустрия» с долей 90,78% и ОАО «АВТОВАЗ» с долей 9,22%.

Выручка ЗАО «Данон Волга» в последние годы росла. В период с 2005 по 2010 гг. — с 592 млн р. до 1,526 млрд р. Только по итогам 2009 г. было заметное снижение уровня выручки -1,3 млрд р. Очевидно, что на показатели 2009 г. повлиял финансово-экономический кризис. Несмотря на это, уже по итогам следующего 2010 г., как уже отмечалось, «Данон Волга» установил новый рекорд по выручке. При этом за тот же период — с 2005 по 2010 гг. — наблюдалась аналогичная динамика роста себестоимости проданной продукции — с 559 млн р. по итогам 2005 г. до 1,484 млрд р. по итогам 2010 г.

В 2010 г., когда предприятие показало самый высокий за пять последних лет уровень выручки, отметился самый низкий показатель прибыли от продаж — 9,5 млн р. С 2008 по 2010 гг. падение прибыли от продаж произошло в более чем в 15 раз. По итогам 2010 г. прибыль от продаж и вовсе составила менее 1% от выручки. Очевидно, что резкое снижение прибыли предприятия обусловлено постоянным ростом себестоимости. Эта тенденция стала результатом того, что по итогам 2010 г. «Данон Волга» завершил отчетный период с убытком в размере 295 тыс р. И это при том, что за два предыдущих года — 2008 и 2009 гг. -компания показала рекордные показатели по чистой прибыли — 92 и 75 млн р. соответственно.

Многие годы ЗАО «Данон Волга» не распределяет чистую прибыль. В итоге растет показатель нераспределенной прибыли. Если в 2005 г. он составил 33,6 млн р., то по итогам 2009 г. достиг 180 млн р. На этом же уровне показатель нераспределенной прибыли остался и по итогам 2010 г.

За последние годы в ЗАО «Данон Волга» сложилась тенденция, когда объем кредиторской задолженности компании (составленной прежде всего из задолженности перед поставщиками и подрядчиками) был практически равен показателю нераспределенной прибыли. Вероятно, «Данон Волга» за счет нераспределенной прибыли рассчитывает расплачиваться с поставщиками. Ведь по итогам 2010 г. краткосрочная кредиторская задолженность достигла уже 182,5 млн р. Однако если сложившая тенденция с увеличением себестоимости продукции продолжится, и, соответственно, убытки компании будут расти, вряд ли «Данон Волга» будет способен рассчитаться с поставщиками только за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Компании придется привлекать дорогостоящие кредиты или инициировать процедуру самобанкротства.

Судя по всему, понимая, что в дальнейшем бизнес будет приносить лишь убытки, собственники Группы компаний «Данон» инициировали объединение с другим крупным игроком на рынке молочной и кисломолочной продукции — ОАО «Компания Юнимилк». «В июне 2010 г. компания «Данон» и «Юнимилк» подписали соглашение о слиянии молочного бизнеса в России и СНГ, а в ноябре сделка была закрыта. Группа компаний «Данон» — »Юнимилк» стала занимать долю около 21% рынка», — сообщает сайт «Данон».

Необходимость объединения, скорее всего, также была вызвана существующими проблемами в системе закупок сырья. Сырое молоко составляет основную долю в стоимости продукции компании «Данон». В одном из ежеквартальных отчетов ЗАО «Данон Волга», составленном еще в 2004 г., была отображена структура затрат на производство. Так, сырью и материалам отводилось 77% в общем объеме затрат. Судя по тому, что в последние годы наблюдается рост абсолютного значения показателя себестоимости продукции «Данон Волга», доля стоимости закупаемого молока в общем объеме затрат еще более увеличилась.

Еще одним доказательством этого тезиса служит тот факт, что средняя закупочная цена на сырое молоко повышается с каждым годом. Согласно статистике компании «Юнимилк», средняя цена на сырое молоко в начале 2009 г. составляла 11,49 р. за кг, в начале 2010 г. цена поднялась до 13,51 р. за кг, а в начале 2011 г. цена составила 17,67 р. за кг. Также наблюдается рост динамики затрат на логистические услуги. Компания «Юнимилк» сообщает о том, что рост затрат на услуги логистики за период с 2006 по 2010 гг. составил более чем 150%. Очевидно, что данные тенденции полностью применимы и к ЗАО «Данон Волга». Судя по финансовой отчетности «Данон Волга» и общей конъюнктуре рынка молочной продукции, предприятие в данный момент находится в высокой зависимости от поставщиков. Существующая структура закупок сырья сделала «Данон Волга» уязвимым. Динамика показателей ЗАО «Данон Волга», отраженная в отчетности компании, свидетельствует о том, что предприятие пока хоть и не находится в предбанкротном состоянии, но предпосылки к этому есть.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Марина БАЛАБАНОВА, директор по связям с общественностью и госорганами группы компаний «Danone-Юнимилк» в России

- В настоящий момент, вследствие объединения молочного бизнеса Danone в России и СНГ с компанией «Юнимилк», ЗАО «Данон Волга» является частью Группы компаний «Danone-Юнимилк» в России. В группе компаний действует единый стратегический план, включающий и индустриальную политику, и политику поставок. ЗАО «Данон Волга» — это одна из около 30 наших производственных площадок, поэтому рассматривать показатели этого завода в отрыве от остального бизнеса группы компаний в России некорректно. В настоящее время все наши предприятия полностью обеспечены сырьем, и мы не испытываем никаких проблем во взаимоотношениях с поставщиками.

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- ОАО «АВТОВАЗ» владеет пакетом акций ЗАО «Данон Волга». Этот пакет стоит на реализации, но не был продан ранее только потому, что АВТОВАЗ планирует продажу этого пакета не портфельному инвестору, а самой группе «Данон». В настоящий момент с «Данон» идут переговоры о покупке этого пакета. АВТОВАЗ планирует закрыть сделку в ближайшее время.