Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (390) | 24 октября 2011г.
 

Прикрылись арестом

Кредиторы «Арагона» до сих пор не могут вернуть свои средства

Илья Ширтанов

20 октября в Арбитражном суде Самарской обл. состоялось очередное заседание в рамках дела о банкротстве ООО «Арагон». Конкурсное производство в отношении этой фирмы было открыто более года назад. Однако закончить данную процедуру до сих пор не удалось по причине ареста имущества ООО «Арагон». В результате кредиторы до сих пор так и не могут вернуть свои средства.

Связали несвязанное

20 октября состоялось рассмотрение иска ФНС к бывшему руководителю ООО «Арагон» Алексею Зотееву. Налоговая служба намерена привлечь Зотеева к субсидиарной ответственности по обязательствам компании, которую он возглавлял. На сегодняшний день само предприятие лишено возможности рассчитаться со своими кредиторами.

В настоящее время ООО «Арагон» проходит через конкурсное производство. При этом сроки проведения конкурсного производства уже не раз продлевались. 11 октября 2011 г., конкурсный управляющий ООО «Арагон» Александр Бирюков в очередной раз подал ходатайство о продлении процедуры. Решение о признании ООО «Арагон» банкротом было вынесено еще 12 июля 2010 г., т.е. более года назад.

Стоит напомнить, что 28 октября 2008 г. СУ при УВД по Автозаводскому р-ну г. Тольятти было возбуждено уголовное дело №2008130950 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении неустановленных лиц. В ходе расследования стало понятно, что главным фигурантом является Татьяна Жевжаренко (см. «Хронограф» №36 (389) от 17.10.11). Как стало известно «Хронографу», в рамках этого уголовного дела был наложен арест на имущество ООО «Арагон» (прежнее название ООО «Карера»). Судя по всему, данное обстоятельство и послужило поводом к столь длительному проведению конкурсного производства в отношении ООО «Арагон». Как видно из материалов арбитражного дела о банкротстве ООО «Арагон», имущество этой компании находилось в залоге. В настоящее время конкурсный управляющий ООО «Арагон» не в состоянии распорядиться этим имуществом в соответствии с законом о банкротстве.

«Хронографом» был сделан запрос в адрес конкурсного управляющего ООО «Арагон» Александра Бирюкова с целью получения разъяснении ситуации. В ответе было указано, что 12 апреля 2010 г. постановлением Автозаводского суда г. Тольятти был наложен арест на имущество ООО «Арагон» в рамках расследуемого уголовного дела.

При этом, судя по представленной «Хронографу» информации, сама фирма «Арагон» документально никакого отношения к Жевжаренко не имеет. Следствием было установлено: «В период с 24 сентября 2007 по 24 сентября 2008 гг. Жевжаренко Т.Л., являясь фактическим руководителем группы компаний, в которую входит ООО «Торговый дом «ПЗМиР» и ЗАО ЗЗПП «Полимер-Авто»,

До сих пор админздание площадью 1,6 тыс. кв. м и производственный комплекс, более 5 тыс. кв. м, остаются под арестом
До сих пор админздание площадью 1,6 тыс. кв. м и производственный комплекс, более 5 тыс. кв. м, остаются под арестом

являясь организатором преступной группы, в которую входили Дмитриева Л.А. и Бабенкова Т.В., используя подконтрольные ей вышеуказанные организации, путем обмана оформила кредитные соглашения...». Также в постановлении Автозаводского суда указывается, что ООО «Недвижимость Поволжья» являлось поручителем по кредитам. Однако ни в составе учредителей, ни в должностях руководителей вышеуказанных компаний Жевжаренко не числилась. О других основаниях для наложения ареста неизвестно.

Закон что дышло

Суд Автозаводского р-на Тольятти счел эти доводы достаточными, чтобы вынести постановление о наложении ареста на имущество ООО «Аргон» — гаражные комплексы. Конкурсное производство в отношении ООО «Арагон» продолжает оставаться открытым. Это объясняется тем, что арест с залогового имущества не снят до сих пор. Следует отметить, что с момента вынесения судом данного постановления арест может быть снят по ходатайству следственных органов.

Кроме того, согласно действующему законодательству, в частности ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», после открытия в отношении должника конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника. «Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается», — в частности, говорится в законе.

В ответе на запрос «Хронографа» конкурсный управляющий ООО «Арагон» отметил, что с его стороны в адрес надзорных органов направлялось обращение с просьбой принести в президиум Самарского обл. суда надзорное представление об отмене постановления Автозаводского районного суда о наложении ареста на имущество ООО «Арагон». Ответа пока не последовало. 10 октября 2011 г. со стороны конкурсного управляющего Александра Бирюкова были направлены повторные запросы в адрес генерального прокурора РФ Юрия Чайки, прокурора Самарской обл. Юрия Денисова, прокурора г. Тольятти Константина Зайцева и прокурора Автозаводского р-на г. Тольятти Валентина Дрягина с просьбой предоставить информацию о развитии событий в отношении ООО «Арагон».

Александр Бирюков так охарактеризовал происходящее: «Складывается впечатление, что неизвестные конкурсному управляющему лица намеренно затягивают процедуру банкротства и препятствуют его деятельности, направленной на выполнение требований законодательства о банкротстве и выполнении требований кредиторов».

Не в первый раз

По аналогии можно привести пример с уголовным делом, возбужденным в отношении безвестно пропавшего бизнесмена Михаила Соколова. 18 марта 2008 г. СУ при УВД по Автозаводскому р-ну г. о. Тольятти в отношении Михаила Соколова было возбуждено уголовное дело №08030471 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (см. «Хронограф» №33 (386) от 26.09.11). Соколова обвинили в мошенничестве, он был объявлен в розыск. На имущество Михаила Соколова и организаций, входящих в группу компаний «Онега», был наложен арест. Сколов до сих пор не найден.

До сегодняшнего дня кредиторы и работники предприятий Соколова не могут истребовать задолженность по причине недосягаемости имущества должника. И это при том, что имеются многочисленные решения суда о взыскании задолженности с компаний Соколова, а ООО «Онега» так же, как и ООО «Арагон», проходит через процедуру банкротства.

При этом можно отметить тот факт, что уголовное дело в отношении Михаила Соколова возбуждено тем же подразделением УВД, что и по делу Татьяны Жевжаренко, только на полгода раньше.

В обоих случаях правомерность и обоснованность наложения ареста на имущество, за счет которого должны быть удовлетворены требования кредиторов, как минимум вызывает сомнение. Даже если и была реальная необходимость арестовывать имущество ООО «Арагон», остается непонятно, какими нормами законодательства руководствовались следственные органы, не снимая ареста с имущества после объявления данной фирмы банкротом.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.