Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (390) | 24 октября 2011г.
 

В интересах Росатома

«Зенит-Химмаш» требовал банкротства «дочки» КНПЗ и НК НПЗ

Егор Кошеров

10 октября Арбитражный суд Самарской обл. прекратил производство по делу о несостоятельности новокуйбышевского ООО «Ремонтно-механический завод» (РМЗ). РМЗ, которым совместно владеют ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» (НК НПЗ) и ОАО «Куйбышевский НПЗ» (КНПЗ), успело избежать введения наблюдения в последний момент. Однако рассчитавшись с кредитором ООО «Зенит-Химмаш», требовавшим признать РМЗ банкротом, завод вряд ли уйдет от этой неприятной процедуры уже в следующем году. РМЗ, скорее всего, в результате некачественного управления работает в убыток на протяжении трех последних лет. Скорее всего, атаки на завод продолжатся как раз со стороны «Зенит-Химмаша», пользующегося поддержкой ГК «Росатом», возглавляемого Сергеем КИРИЕНКО (на фото).

10 октября арбитражный суд отказал «Зенит-Химмашу» во введении наблюдения в отношении РМЗ. Заявление о признании РМЗ несостоятельным (банкротом) поступило от ульяновской компании месяцем ранее. Свое заявление «Зенит-Химмаш» мотивировал неисполнением должником требований кредитора по денежным обязательствам. 12 сентября было возбуждено производство по делу о несостоятельности, а московскому НП «Первая СРО АУ» было поручено представить в суд заявленную кандидатуру арбитражного управляющего Виталия Свиридова. Однако 10 октября РМЗ успел представить платежные поручения, выписку по лицевому счету, а также постановление об окончании исполнительного производства №3707/11/45/63 от 7 октября 2011 г., из которых следовало, что задолженность должника перед кредитором, положенная в основу требования о банкротстве, была погашена.

Характерно, что претензии у «Зенит-Химмаша» к РМЗ в части взыскания задолженности по договорам поставки возникают уже не первый раз. 22 сентября 2010 г. суд вынес решение о взыскании с РМЗ в пользу «Зенит-Химмаша» суммы основной задолженности по договору №156 от 29 октября 2008 г. в размере 19,55 млн р., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 351 тыс. р. и расходов по оплате госпошлины в размере 122,5 тыс. р. Таким образом, требование о банкротстве должника стало следующей стадией во взаимоотношениях компаний.

В ближайшее время следует ожидать заявления новых претензий «Зенит-Химмаша» к РМЗ. Это должно произойти по нескольким причинам. Дело в том, что РМЗ, являющееся совместной собственностью НК НПЗ и КНПЗ, находится в предбанкротном состоянии уже третий год, судя по всему, из-за некачественного управления им директорами указанных нефтеперерабатывающих предприятий.

Так, в 2008-2009 гг. себестоимость услуг РМЗ превысила выручку компании от их оказания заказчикам (КНПЗ и НК НПЗ). При этом коммерческие и административные расходы РМЗ продолжили свой рост, как будто бы валовая прибыль компании это позволяла (см. «Хронограф» № 4 (353) от 27.12.10).

В итоге чистый убыток РМЗ в 2008 г. равнялся 19 млн р., а в 2009 г. — 20,6 млн р. По итогам 2010 г. выручка РМЗ снизилась до 172 млн р., а чистый убыток вырос до 21,6 млн р.

На фоне рекордных административных расходов в 27,6 млн р., совершенных в 2010 г., стоимость чистых активов РМЗ приняла максимальное в истории отрицательное значение — 77,7 млн р., а непокрытый убыток подскочил почти до 100 млн р. В такой ситуации предприятию, похоже, нечем отвечать перед своими кредиторами (стоимость основных средств по итогам 2010 г. снизилась до 11,4 млн р., кредиторская задолженность приблизилась к отметке 150 млн р.). Поэтому скорых судебных разбирательств по истребованию долгов с РМЗ вкупе с процедурой банкротства вряд ли удастся избежать.

С другой стороны, профиль деятельности РМЗ может привлекать тех из его кредиторов, которые как-либо сотрудничают с заводом в плане поставок, ремонта или обслуживания продукции, производимой их предприятиями.

Таким образом, в случае аккуратного проведения на РМЗ процедуры банкротства завод будет представлять собой вполне привлекательный актив, покупателями которого могут выступить хотя бы его бывшие поставщики. Другое дело, что руководство КНПЗ и НК НПЗ могут сопротивляться банкротству РМЗ, используя административные и финансовые ресурсы, имеющиеся у ОАО «НК «Роснефть».

Так, например, впервые производство по делу о несостоятельности РМЗ было возбуждено в 2009 г. по заявлению ООО «Металлинвест-Самара». Однако вскоре заявитель по неизвестным причинам представил отказ от своих требований. В случае же с «Зенит-Химмашем» генеральный директор РМЗ Андрей Никифоров, не исключено, мог просто занять денег у своих учредителей в лице КНПЗ и НК НПЗ для закрытия долга. Такая сомнительная практика может закончиться банкротством РМЗ и приобретением его в собственность тем же «Зенит-Химмашем».

«Зенит-Химмаш», в отличие от других кредиторов РМЗ, может иметь равную с РМЗ административную поддержку, достаточные финансовые средства и отдельных сотрудников, специализирующихся на поглощении предприятий. Так, в числе партнеров «Зенит-Химмаша» присутствует большинство крупнейших нефте- и газодобывающих предприятий РФ, химические компании, а выручка «Зенит-Химмаша» по итогам 2010 г. перевалила за 1 млрд р. Кроме того, «Зенит-Химмаш» регулярно принимает участие в форумах поставщиков государственной корпорации (ГК) «Росатом», а его руководство выступает с докладами на тему надежного партнерства с ГК.

Свое внимание на «Зенит-Химмаш», ранее находившийся в сфере интересов Группы «СОК» Юрия Качмазова, глава Росатома Сергей Кириенко мог обратить в бытность полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе. Вероятно, что сделать «Зенит-Химмаш» партнером Росатома Кириенко предложили нынешние учредители «Зенит-Химмаша» Михаил Промохин, Елена Промохина и Алексей Паршин, которых по отдельным признакам можно отнести к бывшим менеджерам среднего звена Группы «СОК».