Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (389) | 17 октября 2011г.
 

Родионов — Кузичкин:

Участники важных дел

Егор Кошеров

В ближайшее время Тольятти получит возможность стать общероссийским лидером не только в автомобилестроении и большой химии, но и в отрасли мясопереработки. В прошлом Тольятти уже имел шанс выйти в этой сфере на федеральный уровень. Однако в результате банкротства ЗАО «Корпорация «Лидер» этого не случилось. Банкротство ЗАО «Комсомольский Мясокомбинат» (КМК), к которому оно подошло под руководством депутата СГД от партии «Справедливая Россия» (СР) Михаила РОДИОНОВА, и вовсе могло оставить Тольятти без собственной мясопереработки. Лишь благодаря деятельности ГК «Фабрика качества» Олега КУЗИЧКИНА Тольятти не только не утратил позиции, но даже получил шанс выйти на первое место в России по объему производства мясопродуктов.

Факты

За последние десять лет Тольятти практически лишился двух крупнейших, даже по региональным меркам, мясокомбинатов, которые были созданы еще в советское время. Банкротство ЗАО «Корпорация «Лидер» в 2003 г. поставило точку в истории одного из крупнейших на тот момент в России мясокомбинатов. В 2008 г. началась процедура банкротства ЗАО «Комсомольский Мясокомбинат», который появился в городе еще в 50-е гг. Получив в наследство от советского прошлого не только производственные мощности, но и гарантированный рынок сбыта, менеджмент двух этих предприятий не сумел сохранить нажитое. 7 ноября в Димитровграде конкурсный управляющий ЗАО «Комсомольский Мясокомбинат» Евгений Носков проведет аукцион по продаже части производственной линии предприятия должника. Таким образом, Тольятти сегодня может наблюдать заключительную стадию бесславного ухода в историю теперь уже и КМК. К этому его привел депутат СГД от партии «Справедливая Россия» Михаил Родионов (см. «Хронограф» №35 (388) от 10.10.11).

Первая попытка начать процедуру банкротства была предпринята 10 июня 2008 г., в момент подачи заявления от руководства КМК в Арбитражный суд Самарской обл. о несостоятельности своей компании. Это заявление судом было возвращено. Анализ причин возврата дал основание полагать о поспешности в действиях руководства КМК. Суд счел, что заявитель должным образом и в полном объеме не уведомил кредиторов, не получил соответствующих отметок в налоговом органе. Помимо этого был еще ряд претензий. Однако уже 18 июля 2008 г. от КМК вновь поступило заявление о самобанкротстве, но с учетом всех предыдущих претензий суда. Спустя три дня, 21 июля, судья Александр Воеводин вынес определение о введении в отношении КМК процедуры наблюдения. Почти через год, 18 июня 2009 г., суд вынес решение о признании КМК банкротом.

Эта хронология позволяет понять, что банкротство КМК совсем не являлось следствием мирового финансового кризиса. В России активная фаза кризиса начала давать о себе знать лишь с октября 2008 г. Более того, по итогам работы в 2007 г. КМ К показал выручку 972,67 млн р. Это был максимальный показатель за все время существования КМК. Однако этого уже было недостаточно для лидирующих позиций.

ООО «ФАБРИКА КАЧЕСТВА» (ФК) по итогам 2008 г. показало выручку 1,502 млрд р., обогнав КМК более чем на 50%. Причем даже несмотря на то, что летом 2007 г. серьезно пострадал от пожара основной производственный корпус ФК. Если бы не пожар, то отрыв был бы, наверное, еще более впечатляющим. Основанием для такого предположения служит показатель выручки этих предприятий по итогам работы в 2006 г. Для ФКэто 1,9 млрд р., для КМК — 894 млн р. Хотя еще два года назад картина была совсем иной. По итогам 2004 г. ФК реализовала продукцию всего на 116 млн р., в тот время как КМК — на 747 млн р.

На фоне стремительной динамики ФК изменения показателей КМК сложно охарактеризовать иначе, как топтание на месте. Для того чтобы понять причины такой разницы, нужно хотя бы в общих чертах напомнить ситуацию тольяттинского мясного рынка, которая наблюдалась в те годы.

В 2003 г. в результате банкротства с прилавков полностью исчезла продукция ЗАО «Корпорация «Лидер» Владимира Осташевского. Он контролировал около 70% местного рынка. После этого КМК автоматически оказался на первом месте. Причем на тот момент он имел преимущество перед другими игроками не только ввиду своей более длительной истории присутствия на рынке, но и возможности быстро заполнить опустевшую нишу за счет дозагрузки собственных же мощностей. В итоге, имея выручку в 2003 г. на уровне 609 млн р., в 2004 г. КМК показал рост почти на 25%. Возможно, КМК и удалось бы в последующие годы увеличить темпы развития, если бы летом 2005 г. на нем не сменились собственник и команда управленцев.

Новым гендиректором КМК стал житель Димитровграда Михаил Родионов, на него же были переведены и 100% акций компании. Возглавив крупнейший на тот момент в регионе мясокомбинат, Родионов не сумел сохранить его в лидерах и в конечном итоге уже через три года привел к банкротству.

На этом фоне чудеса маркетинга, начиная с 2004 г., начала демонстрировать команда менеджеров под управлением Олега Кузичкина. В тот год ему предстояло многое начинать почти с нуля.

Так, например, в 2004 г. он вывел на рынок новый бренд «Фабрика качества». До этого с 1998 г. мясокомбинат Олега Кузичкина функционировал под брендом «Гарибальди», который к тому моменту уже получил устойчивую узнаваемость как в Тольятти, так и в Самаре.

Мифы

В 2004 г. партнером Кузичкина в Самаре был Олег Сорокин. Однако, как полагают мифотворцы, возникшие между ними разногласия привели к тому, что Кузичкин начал реализацию новой стратегии развития. Примерно в то же время Кузичкин приступил к производству других видов продуктов питания — изделий из рыбы, выпечки хлеба, полуфабрикатов на основе мяса и теста. В данном случае логика выведения на рынок торговой марки «Фабрика качества» заключалась еще и в том, что для всех этих направлении она могла выполнять функции зонтичного бренда.

Возможность стремительного занятия позиций на рынке на том этапе осложнялась для ФК еще и тем, что в Тольятти на базе производственных активов обанкротившегося «Лидера» в 2004 г. начал функционировать мясной холдинг «ПРОДО» Романа Абрамовича. Спустя пару лет стало понятно, что амбициозным менеджерам Абрамовича нечего было противопоставить местной команде ФК, стартовавшей почти одновременно с началом продвижения федерального бренда «ПРОДО».

Что касается Родионова, то амбиций ему тоже было не занимать. Только, видимо, их реализация пошла не в том направлении, какое было необходимо для развития КМК.

Не успев как следует обосноваться на КМК, Родионов вдруг решил выдвинуться в качестве кандидата на выборах мэра Самары в октябре 2006 г. И это при том, что с Самарой его связывала разве что учеба в Самарской экономической академии в начале 90-х.

До появления в 2005 г. в Тольятти Родионов занимался бизнесом в Димитровграде и Ульяновске, возглавлял большое количество разноплановых компаний. Их сфера деятельности простиралась от заготовки металлолома и вторичного производства цветных металлов до авторемонтных услуг и оптово-розничной торговли. До 2005 г. на Родионове даже числился блокирующий пакет акций (26,7%) ЗАО Банк «Венец», а подконтрольному ему ООО «Витим» до 2011 г. принадлежала сеть АЗС. В декабре 2010 г. сделка по пяти подконтрольным Родионову в Ульяновской обл. АЗС привела к возбуждению в отношении него уголовного дела.

Мифотворцы полагают, что Родионов имел влиятельных покровителей из Группы «СОК». Они-то и могли организовать появление Родионова на КМК, а также предложить ему сыграть определенную роль в разработанной ими комбинации в борьбе за власть в Самаре. На этой волне Родионову даже удалось избраться по спискам СР в СГД в марте 2007 г. Его присутствие в законодательном органе власти региона практически никак не сказалось на развитии отрасли пищевого и сельскохозяйственного производства. Зато у многих в памяти история о том, как статус депутата СГД, вероятно, помогал ему избегать уголовного преследования. За время присутствия в СГД Родионов был фигурантом уголовного дела о применении насилия в отношении сотрудника милиции, которое не было доведено до суда. В рамках этого дела его даже пытались через суд лишить депутатской неприкосновенности. Также ничем закончились уголовные дела о неуплате налогов подконтрольными депутату компаниями.

Прогнозы

Вряд ли можно провести аналогии между мотивацией Кузичкина пойти в политику и тем, что двигало Родионовым. В действиях Кузичкина видна последовательность. Сложно сказать то же самое о Родионове. До того как принять решение идти на выборы, Кузичкин стал бизнесменом регионального уровня, а наработанный опыт дает ему уверенность превратить ФК в оператора федерального уровня. В ближайших планах Кузичкина довести мясоперерабатывающие мощности своего предприятия до 600 т в сутки (см. «Хронограф» №34 (387) от 3.10.11). Если это удастся сделать, то ФК станет крупнейшей в своем роде компанией в России. Однако главным сдерживающим фактором здесь может оказаться неспособность регионального животноводства обеспечить бесперебойную поставку сырья в таких объемах. Понимают это и в правительстве Самарской обл. На протяжении последних лет власти области приложили немало усилий для вовлечения в региональное животноводство крупных федеральных участников рынка. Однако отсутствие собственных перерабатывающих мощностей, а также слабые позиции на региональном рынке мясопродуктов не смогли удержать потенциальных инвесторов в Самарской обл.

Решение проблемы оказалось ближе, чем это можно было предположить. Как отмечает Кузичкин, с правительством области у ФК уже достигнуты договоренности о начале строительства животноводческих комплексов уже в будущем году. Судя по всему, бизнесмен оказался на волне. Властям однозначно выгодно, чтобы Кузичкин был вынужден развивать собственную сырьевую базу.

В связи с этим избрание Кузичкина в законодательный орган власти региона должно стать вполне логичным развитием событий. В этом случае не только ФК, но все сельское хозяйство и пищевая промышленность Самарской обл. обретет в его лице сильного лоббиста, хорошо ориентирующего в проблемах отрасли. Если же говорить о перспективах Родионова, то сегодня мало у кого в Самарской обл. возникает вопрос — почему он не стал участвовать в выборах в СГД.

Цитата:

«СУ СК РФ по Ульяновской обл. возбудило уголовное дело в отношении депутата Самарской губернской думы и бизнесмена Михаила Родионова в декабре 2010 г. Как пояснил «Волжской Коммуне» старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СК Константин Ануфриев, в настоящее время следствие по делу продолжается и Михаил Родионов уже дал показания». (Газета «Волжская Коммуна» №55 (27490) от 18.02.11)

- Мы единственные, кто в таких объемах работает на охлажденном сырье. Работа на замороженном сырье -это минус. Проблема в том, что производство сырья как серьезный бизнес сейчас не рассматривается. Пока он не будет приносить прибыль, никто этим заниматься не будет. Вот это основная проблема. (совладелец ГК «Фабрика качества» Олег Кузичкин из интервью газете «Хронограф»)