Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (388) | 10 октября 2011г.
 

Разделят — и повластвуют

АВТОВАЗ активно готовят сделать «маленьким»

Сейдамет Абреков

19 октября в ходе внеочередного собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» у предприятия появится санкционированный механизм уменьшения уставного капитала. Для этого утвердят соответствующие поправки в устав. Эта необходимость вызвана, с одной стороны, процессом вывода из ОАО «АВТОВАЗ» активов в отдельные юрлица, с другой — с выпуском дополнительных акций. Наиболее привлекательные юрлица, наполненные активами АВТОВАЗа, будут проданы в пользу ГК «Ростехнологии» в зачет долга. Результатом этих преобразований может стать то, что контроль над потоками, которые сегодня идут внутри АВТОВАЗа, получат третьи лица. Процесс масштабного вывода активов уже начался. С 1 октября ПТО ВАЗа функционирует как ООО «Волжский машиностроительный завод».

Устав — что дышло

В рамках внеочередного собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ», намеченного на 19 октября, будут утверждены поправки в устав общества. Одной из поправок в устав планируется внедрить механизм снижения уставного капитала компании. «Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, ...в т. ч. в случае, если стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала более чем на 25% по окончании трех, шести, девяти или двенадцати месяцев финансового года, ...общество... обязано принять решение об уменьшении уставного капитала...», -говорится в одной из поправок.

Поправки в устав будут приняты на фоне того, что АВТОВАЗ продолжает формировать новые юрлица, для наполнения которых выводится имущество предприятия. Хотя даже в этом очевидном моменте руководство АВТОВАЗа предпочитает лишь имитировать информационную открытость. «Поправки в устав акционерного общества, которые предлагается утвердить на внеочередном собрании акционеров 19 октября 2011 г., связаны с приведением текста устава в соответствие с текущим законодательством», — сообщил в ответе на запрос «Хронографа» руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов. Сегодня уставный капитал ОАО «АВТОВАЗ» составляет чуть более 9,2 млрд р.

1 октября было создано ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Генеральным директором ВМЗ стал Владимир Серебренный. Оно создано на базе активов производства технологической обработки и оснастки (ПТО) ОАО «АВТОВАЗ». В ВМЗ уже выведено около 4 тыс. теперь уже бывших вазовцев.

При этом процесс уменьшения активов АВТОВАЗа сопровождается мероприятиями по размещению дополнительных акций. Можно сказать, что разрыв между реальной стоимостью активов и номинальной величиной уставного капитала АВТОВАЗа формируется с двойной скоростью. Это обусловлено тем, что выкуп дополнительных акций идет в основном путем зачета долга перед основным акционером в лице ГК «Ростехнологии».

В данном случае уместно напомнить, что 15 июля 2010 г. основные акционеры ОАО «АВТОВАЗ» — ГК «Ростехнологии», Renault и ИК «Тройка Диалог» подписали соглашения по реструктуризации задолженности АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №26 (335) от 19.07.10). В официальных заявлениях по этому поводу отмечалось, что 40 млрд р., полученных АВТОВАЗом от Ростехнологии в виде беспроцентного займа, будут конвертированы в акции АВТОВАЗа. Допэмиссия, реализованная таким образом, реальную стоимость активов не увеличивает, она лишь наращивает номинал в уставном капитале, т. е. в балансе компании происходит перемещение цифр внутри раздала «Пассивы». Строки, в которых отражены долговые обязательства, «худеют» на сумму, которая вдруг пополняет строки подраздела «Капитал и резервы». В данном случае это строка №410 «Уставный капитал».

Продать себе

Прототип схемы «безналичного» погашения долга перед Ростехнологиями был обкатан вазовским советом директоров в ходе реализации мероприятий по переводу трех дочерних энергетических компаний АВТОВАЗа в пользу стопроцентного дочернего предприятия ГК «Ростехнологии» ООО «РТ- Энергоэффективность» (см. «Хронограф» №1 (354) от 17.01.11). Во многом благодаря реализации ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК» АВТОВАЗ по итогам 2010 г. сумел показать чистую прибыль в 2,1 млрд р. За счет средств, вырученных от продажи энергетических активов, в декабре 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» «выплатило» ГК «Ростехнологии» 2,56 млрд р. в рамках частичного погашения ссуды (см. «Хронограф» №12 (365) от 04.04.11).

Общий объем долга АВТОВАЗа перед Ростехнологиями достигал 75 млрд р. Судя по всему, для покрытия этого долга АВТОВАЗу по этой схеме придется реализовать большинство имеющихся активов. Судьба выведенных и проданных Ростехнологиям производств будет зависеть от руководителей этой ГК. В случае назначения Дмитрия Медведева на должность председателя правительства РФ вероятно акционирование ГК «Ростехнологии». Далее ничто не будет мешать вновь образованному акционерному обществу реализовывать бывшие вазовские активы третьим лицам, причем за весьма скромную цену. После этого они смогут диктовать той структуре, которая останется от АВТОВАЗа, цены на свои услуги и товары. У вывода активов АВТОВАЗа есть и другая сторона — социальная. Вместе с передачей цехов, производств и других объектов во вновь образованные юрлица будут перемещаться и нынешние работники АВТОВАЗа. Они станут работниками этих юрлиц. На ПТО ВАЗа трудилось около 4 тыс. человек. Теперь все они больше не могут называть себя вазовцами со всеми вытекающими последствиями.

Америка им поможет

Не факт, что в руководстве ГК «Ростехнологии» после акционирования останутся те же лица, что и сейчас. Однако им мало что помешает стать крупнейшими бенефециарами в ходе приватизации этой госкорпорации и особенно ее дочерних компаний. Это им позволит контролировать потоки АВТОВАЗа. Но для начала им будет необходимо получить на административном уровне решение руководства АВТОВАЗа о кооперации с группой некогда выведенных и проданных третьим лицам производственных активов. Судя по всему, новым владельцам вазовских активов не составит труда получить такое решения.

Ряд других изменений в устав ОАО «АВТОВАЗ», вынесенных на внеочередное собрание акционеров 19 октября, дает повод предположить, что подготовка к изменению структуры собственников АВТОВАЗа и изменению в руководстве Ростехнологии уже началась.

«Пункт 14.2.2 изложить в редакции: «В случае созыва внеочередного общего собрания акционеров органами и лицами, имеющими право требовать его созыва по решению суда, расходы данных лиц, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, могут быть возмещены обществом по решению общего собрания акционеров за счет общества», — гласит одно из будущих изменений в устав АВТОВАЗа. Ключевая фраза здесь — «требовать его созыва по решению суда», которой ранее в уставе АВТОВАЗа не было. Необходимость созыва общего собрания через судебное решение оказывается актуальным, когда общее собрание не получается собрать через решение совета директоров, т. е. когда группа миноритариев не может провести свои инициативы через не подконтрольный себе совет директоров компании.

Сегодня решения совета директоров АВТОВАЗа, а равно и решения общих собраний акционеров по понятным причинам принимаются согласованно и без каких-либо трений. Но не факт, что это будет происходить уже после того, как Ростехнологии сменят статус, а доля альянса Renault-Nissan в «уменьшенном» до размеров конвейера АВТОВАЗа достигнет контрольного пакета. В такой ситуации судебное решение — это мера, к которой могут прибегнуть будущие миноритарные акционеры АВТОВАЗа. Для них это будет весомый рычаг, если будущий совет директоров предприятия вдруг по тем или иным обстоятельствам не захочет принимать условия сотрудничества, которые поступят от компаний, возникших на базе выведенных с АВТОВАЗа активов.

При этом далеко не факт, что решение суда может быть получено в судах Тольятти или даже Самарской обл. В результате о созыве общего собрания акционеров может узнать только очень узкий круг лиц.

Тем более, что согласно еще одному изменению в устав АВТОВАЗа — новой редакции п. 14.14.3, направление бюллетеня для голосования будет осуществляться простым почтовым отправлением. В предыдущей редакции вручение бюллетеней предусматривалось под подпись каждому лицу, имеющему право участвовать в голосовании.

В чьих интересах будут вноситься изменения в устав АВТОВАЗа — нетрудно догадаться. ГК «Ростехнологии» сегодня — основной акционер АВТОВАЗа. Вероятно, неуверенность в том, что и завтра люди из Ростехнологии будут управлять потоками АВТОВАЗа, могла заставить вносить изменения в устав. Причем у АВТОВАЗа уже начал формироваться круг серьезных миноритариев.

Согласно данным Росстата, в промежуток с 27 февраля 2010 г. до 21 ноября 2010 г. среди акционеров АВТОВАЗа появились новые лица. Компания из США Lindsell Enterprisses Limited стала владеть 0,43% акций АВТОВАЗа. Pruett Enterprisses Limited (США) принадлежит 0,46% акций. The Bank of New York International Nominees (США) контролирует 1% акций. State Street Bank and Trust Company (США) владеет 0,5% акций АВТОВАЗа. Все эти компания и сегодня являются акционерами АВТОВАЗа. Кроме того, в период с 22 ноября 2010 г. и по сей день Unicredit Securities International Ltd (США) владеет еще 0,26% акций. С 21 ноября 2010 г. 6,59% акций АВТОВАЗа принадлежит акционерам, имеющим статус неустановленных лиц, еще 4,44% принадлежит прочим лицам (совместная частная и иностранная собственность). По существующей сегодня практике, бенефициарами многих таких «американских» акционеров являются высокопоставленные лица из РФ.

Стоит отметить, что, согласно уставу ОАО «АВТОВАЗ», созыва внеочередного общего собрания акционеров могут требовать акционеры (акционер), являющиеся владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества. При определенном раскладе перечисленные выше лица, в основном зарегистрированные в США, легко могут инициировать созыв внеочередного собрания акционеров АВТОВАЗа, в т. ч. по решению суда, где могут быть приняты удобные для них решения.

При этом, согласно уставу ОАО «АВТОВАЗ», общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Можно предположить, что «американские» акционеры АВТОВАЗа, прежде всего, будут заинтересованы в сохранении контрактов на поставки, которые получат юрлица, создание которых за счет активов АВТОВАЗа можно наблюдать сегодня.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.