Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (387) | 3 октября 2011г.
 

Поработали в убыток

Тольятти может остаться без собственного АТП

Илья Ширтанов

27 сентября МП «ТП АТП №3» отчиталось о результатах своей деятельности за 2010 г. и первое полугодие 2011 г. Отчет рассматривался на комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию Думы г. о. Тольятти (ТГД). Судя по финансовым показателям АТП №3, на сегодняшний день предприятие находится в нелучшем состоянии.

Отчет о деятельности предприятия представил директор МП «ТПАТП №3» Александр Абрамов. По его словам, в 2011 г. произошло значительное снижение финансовых показателей АТП №3. Примером может служить сравнение с данными за 2010 г. За аналогичные периоды 2010 и 2011 гг. — с января по июнь — чистая прибыль снизилась почти на 90 млн р. На конец первого полугодия 2011 г. АТП №3 показало чистый убыток в размере порядка 30 млн р.

При этом выручка организации в 2011 г. выросла по сравнению с 2010 г. — с 252 млн р. до 309,5 млн р., т. е. рост выручки составил около 57 млн р. ЭТО произошло ввиду того, что себестоимость продаж в январе-июне 2010 г. АТП №3 исчислялась суммой 343 млн р. В тот же период 2011 г. себестоимость услуг выросла до 441 млн р., т. е. превысила выручку за первое полугодие на 131 млн р.

Такие показатели, прежде всего, связаны с ростом цен на ГСМ. Особенно резкий скачок цен на топливо наблюдался весной 2011 г.

Основной подвижной состав МП «ТПАТП №3» включает в себя машины, работающие на дизельном топливе. На сегодняшний день стоимость одного литра дизтоплива составляет около 25 р. за 1 л.

Во многом доходы муниципального предприятия зависят от получения субсидий. Такие взаимоотношения между АТП №3 и бюджетом возникают в связи с оказанием этим МП услуг по перевозке льготной категории пассажиров. В этом заложена социальная направленность работы МП «ТП АТП №3». В настоящее время АТП №3 единственное тольяттинское предприятие, осуществляющее автобусные перевозки, в котором принимаются к оплате льготные социальные карты.

Следует отметить услуги, которые АТП №3 предоставляет ОАО «АВТОВАЗ». Сама по себе перевозка работников завода уже включает в себя неоправданные затраты в связи с тем, что в одном направлении автобусы идут загруженные, а возвращаются пустыми. Получается, что полезная работа составляет лишь 50%. При этом деньги за услуги, предоставляемые АВТОВАЗу, МП «ТПАТП №3» вынуждено истребовать через суд.

Аналогична ситуация с получением субсидии за перевозку льготников — АТП №3 также вынуждено судиться. В 2010 г. АТП №3 через суд удалось получить около 100 млн р. из федерального бюджета.

АВТОВАЗ, также через суд, оплатил задолженность за 2009 г. перед МП «ТП АТП №3» г. порядка 10,8 млн р. Именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что АТП №3 закончило 2010 г. с прибылью.

Помимо всего прочего, в 2011 г. МП «ТП АТП №3» за счет собственных средств произвело закупку 25 автобусов НЕФАЗ. По муниципальной программе в распоряжение АТП №3 поступили 3 машины ЛИАЗ.

На сегодняшний день можно констатировать, что со стороны руководства МП предпринимаются необходимые меры для стабилизации ситуации на предприятии. Следует отметить, что в АТП №3 трудятся 1580 чел. АТП №3 обеспечивает этих людей стабильным заработком и всеми социальными гарантиями. Однако можно наблюдать, что социальная направленность пассажирского предприятия дает о себе знать — появляются выпадающие доходы. В этом плане необходимы соответствующие шаги со стороны городского руководства. В случае повторения ситуации с банкротством АТП №1, город рискует потерять последнего муниципального автобусного перевозчика.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.