Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (387) | 3 октября 2011г.
 

Монополия на брак

Хлебопроизводители кормят Правобережье подозрительным образом и по единой цене

ИА «Центр-Инфо»

29 сентября появились дополнительные основания считать, что продукция ряда хлебопроизводителей Правобережья Самарской обл. может иметь сомнительное качество. При этом эксперты предполагают, что в действиях основных игроков рынка при определенных условиях можно усмотреть признаки картельного сговора. Рынок здесь контролируют три компании.

Согласовали цены

Сызранские ОАО «Хлеб» и ООО «Октябрьский хлебокомбинат» (ОХК) вносились Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. «Хлеб» включен в этот реестр в 1998 г. по трем позициям: хлеб ржаной (более 50%, в границах г. Октябрьска), хлеб пшеничный (Шигонский р-н), булочные изделия (Сызрань, Сызранский р-н, Шигонский р-н, более 65%). ОХК включался в реестр в 1998, 2006, 2010 гг. (хлеб пшеничный, 65%, Октябрьск). Еще одним серьезным игроком на этом рынке является ООО «Кристалл», зарегистрированное в Сызранском р-не.

Следует отметить географические особенности Правобережья. Территориально в него входят все названные муниципальные образования. Эксперты полагают, что «Хлеб», ОХК и «Кристалл» могут с большим успехом контролировать соответствующий сегмент рынка Правобережья. Это же предположение касается и установления цен.

В Сызрани, в точках реализации продукции названных предприятий, 21 сентября 2011 г. были зафиксированы следующие цены. ООО «Хлеб»: хлеб «Городской формовой» нарезанный, в/с, 0,6 кг — 19 р.; хлеб «Городской формовой» в/с, 0,6 кг — 17,4 р., хлеб «Дарницкий формовой» 0,35 кг — 10,5 р. ООО «ОХК»: хлеб «Городской» из муки в/с, 0,6 кг — 19 р.; хлеб «Городской» из муки в/с, 0,6 кг — 17,4 р.; хлеб «Дарницкий» 0,35 кг — 10,5 р., хлеб «Бородинский» 0,5 кг -16,1 р. ООО «Кристалл»: хлеб белый, в/с, 600 г — 17,4 р., хлеб «Бородинский» 500 г — 16,2 р. Отметим, что эти основные сорта хлеба можно отнести к социально значимым товарам, которые для малообеспеченных граждан представляются незаменимыми продуктами.

22 сентября 2011 г. были произведены контрольные закупки. В точках реализации «Хлеба» (через ИП Глебова А.Ю.) зафиксирована цена на «Хлеб городской» 0,6 кг -17,4 р. Такая же цена зафиксирована на «Хлеб городской» 0,6 кг в ОХК (через ООО «Славянский хлеб») и на «Хлеб белый» в «Кристалле» (через ИП Багапов Д.Т.). Это подтверждается полученными кассовыми чеками.

В действиях подобного характера при определенных обстоятельствах некоторые могут усмотреть признаки нарушения ФЗ №135 «О защите конкуренции». Им установлен запрет на ограничивающее конкуренцию совершение хозяйствующими субъектами на конкретном товарном рынке согласованных действий, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен. Причем под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром.

В соответствии с этим ФЗ согласованными действиями хозяйствующих субъектов можно признать действия, которые были заранее известны каждому из субъектов и их результат соответствовал интересам каждого из них. Вместе с тем признаками ограничения конкуренции являются отказ субъектов от самостоятельных действий на товарном рынке (отказ от ценовой конкуренции), определение общих условий обращения товара (цены на хлеб).

Значительное число дел по выявленным с августа 2010 г. по 12 января 2011 г. признакам нарушения законодательства РФ органами ФАС России касается именно рынка производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий.

Хлебные схемы

ОАО «Хлеб» руководит Вячеслав Глебов. По данным списка аффилированных лиц «Хлеба» на 30 июня 2011 г., ему принадлежит 57,13% участия в уставном капитале «Хлеба». Акционерами предприятия также являются его сыновья. Александру Глебову до последнего времени принадлежало 0,58% в уставном капитале предприятия, Глебу Глебову — 8,53%. Всего семья Глебовых контролирует как минимум около 66% в уставном капитале «Хлеба». Уставный капитал «Хлеба», по данным Росстата на 1 июля 2011 г., составляет около 251 тыс. р. (см. «Хронограф» №32 (385) от 19.09.11).

ОХК, как и «Славянский хлеб», относится к сфере бизнеса Сергея Комарова. Уставный капитал ОХК составляет 10,5 тыс. р. Учредителями ОХК на 28 октября 2009 г. ЕГРЮЛ называет Сергея Комарова (50%), Николая Атласова (17%), Людмилу Козину (17%) и Наталью Никитину (16%). Директором ОХК является Комаров. Основным видом деятельности «Славянского хлеба» названа розничная торговля хлебом. Уставный капитал составляет 10 тыс. р. Учредителями предприятия на 9 ноября 2009 г. в ЕГРЮЛ значатся Сергей Комаров (50%), Дмитрий Атласов (17%), Светлана Камышанец (17%) и Светлана Коротина (16%). «Славянский хлеб» является сбытовой структурой по отношению к ОХК.

Уставный капитал «Кристалла» составляет 10 тыс. р. «Кристалл» возглавляет генеральный директор Дамир Багапов. Учредителями предприятия, по данным ЕГРЮЛ на 17 декабря 2009 г., являются Дамир Багапов (70% ) и его брат Фарит Багапов (30%).

Помимо «Кристалла», Дамир Багапов руководит ООО «Кристалл-продукт», которое, по Росстату, занимается розничной торговлей. Уставный капитал «Кристалл-продукта» составляет 250 тыс. р. Дамир Багапов, по ЕГРЮЛ, является единственным учредителем «Кристалл-продукта». Эти данные внесены в реестр 17 декабря 2009 г. В Самарской обл. 250 тыс. р. — это нижняя планка величины уставного капитала юрлица, при которой возможно получение лицензии на розничную торговлю алкоголем.

Все эти компании, по сути, должны быть конкурентами на рынках производства и реализации хлеба на Правобережье. Причем для этого есть основания. Условия осуществления хозяйственной деятельности у них различны. Различны рентабельность производства, прибыльность, объемы. Поданным Росстата, выручка ОАО «Хлеб» в 2010 г. составила 395,1 млн р. Прибыль до налогообложения составила 24,6 млн р., чистая прибыль — 17,7 млн р. Себестоимость продукции — 267,2 млн р. Рентабельность продаж составила 4,5%. Рентабельность основной деятельности — 12,52%.

Выручка ОХК в 2010 г. составила 85,4 млн р. Прибыль до налогообложения составила чуть более 0,35 млн р., чистая прибыль — немногим более 0,28 млн р. Себестоимость продукции — 68,5 млн р. Рентабельность продаж составила 0,33%. Рентабельность основной деятельности -8,74%.

В таких условиях держать одинаковую цену на продукцию единовременно и повышать ее на сопоставимую величину объективных предпосылок, вероятно, не имеется. Соответственно, положение дел может свидетельствовать о признаках отсутствия соперничества между предприятиями, а также об отсутствии в действиях предприятий добросовестной конкуренции.

Вопрос качества

В подобных ситуациях на первое место нередко выходит не просто вопрос соотношения «цена — качество», но и непосредственно качество. А с этим у игроков хлебного рынка Правобережья возникают проблемы.

Начальник территориального отдела Роспотребнадзора в г. Сызрани Игорь Ефимов сообщил: «В 2011 г. проводились проверки в отношении ООО «Кристалл» и ОАО «Хлеб». В ходе внеплановых проверок в отношении ОАО «Хлеб» выявлены следующие нарушения: ОАО «Хлеб» осуществляет лабораторный контроль за качеством готовой продукции производственной лабораторией предприятия, не аккредитованной в установленном порядке. В хлебном киоске ОАО «Хлеб» осуществляется реализация продукции без наличия сертификата или декларация о соответствии... При хранении и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий не контролируются параметры температуры и влажности...». Не все в порядке оказалось и в «Кристалле». По этому поводу Ефимов сообщил: «В ходе плановой проверки ООО «Кристалл» допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оно выразилось в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно: не соблюдается поточность технологических процессов... необходимо проведение текущего ремонта всех цехов ООО «Кристалл»»... не организовано прохождение периодического медицинского осмотра...».

Дамир Багапов, правда, сообщил: «Ни «Кристалл», ни лично я никаких соглашений в устной либо письменной форме с ООО «Октябрьский хлебокомбинат» и ОАО «Хлеб» по поддержанию цен на хлебобулочные изделия не обговаривали и не заключали... «Кристалл» реализует хлебобулочные изделия оптовыми партиями на основании агентских договоров и договоров комиссии через торговые пункты, принадлежащие иным коммерческим предприятиям и индивидуальным предпринимателям, в т. ч. и ООО «Кристалл-Продукт». Услышать добровольное признание другой полярности было вряд ли возможно.

Комментарии

Игорь ЕФИМОВ, начальник территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской обл. в г. Сызрани

- По результатам проверки «Кристалла» в Сызранский районный суд был направлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации деятельности цеха по выработке кондитерских изделий. Принято решение о приостановлении деятельности цеха.

Дамир БАГАПОВ, генеральный директор ООО «Кристалл»

- «Кристалл» не отслеживает цены, устанавливаемые ОАО «Хлеб» и ООО «Октябрьский хлебокомбинат». Ценообразование в ООО «Кристалл» проводится только из соображений рентабельности и удовлетворения спроса на продукцию ООО «Кристалл». Особое внимание прошу обратить на то обстоятельство, что «Кристалл» осуществляет производство и оптовую торговлю хлебобулочными изделиями. Розничная цена на хлебобулочные изделия устанавливается контрагентами ООО «Кристалл» без нашего непосредственного участия.

Анна МИШУТИНА, аналитик ИК «ФИНАМ»

- Заявления о возможном нарушении антимонопольного законодательства — это компетенция регулятора, и они должны быть подтверждены соответствующим анализом и результатами исследований рыночной ситуации. Мы можем лишь предполагать, что в силу достаточно высокой конкуренции в базовом сегменте с однотипным ассортиментом менее крупные по масштабам бизнеса игроки с целью удержать объемы продаж в своей ценовой политике ориентируются на уровни более крупных конкурентов даже в ущерб рентабельности.