Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (385) | 19 сентября 2011г.
 

Отписка для УФСБ

Проблемы промбезопасности Тольяттикаучука дошли до силовиков

Илья Ширтанов

На прошлой неделе редакции «Хронографа» стало известно, что в целях защиты Тольятти даже УФСБ пытается выяснить у ООО «Тольяттикаучук» выполнение норм и требований в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Начальник службы г. Тольятти УФСБ по Самарской обл. Владимир НЕЧАЕВ затребовал от генерального директора ООО «Тольяттикаучук» Сергея ПОЛОНЯНКИНА отчет о контроле в этой сфере. Акцент был сделан именно на техсостоянии шаровых резервуаров — хранилище углеводородов. Авария на этих объектах может привести к катастрофическим последствиям для всего города. Подчиненные Полонянкина подготовили ответ Нечаеву, который, вероятно, далек от полного ответа по существующей техногенной угрозе.

Опасные «шарики»

УФСБ тревожит состояние шаровых резервуаров на ТК. Шаровые резервуары объемом 600 куб. м заполнены углеводородным сырьем. В наполненном состоянии они представляют весьма высокую опасность даже в случае банального перепада температур на внешнем контуре. ЧП в данном случае — это результат распространения мощнейшей взрывной волны в радиусе на десятки километров. Пострадают тысячи людей не только города, но и окрестных населенных пунктов. На фоне аварии таких масштабов, причем достаточно прогнозируемой, аварии по типу «Булгарии», рухнувшей шахты или упавшего самолета будут выглядеть малыми потерями.

Значительная часть таких резервуаров на ТК находится в эксплуатации с 1961 г. В этом году им исполнилось 50 лет. Даже неспециалисту понятно, что собой может представлять металл, нагруженный в течение стольких лет в состоянии химической среды. Более того, 14 февраля 2011 г. в интервью «Хронографу» бывший заместитель начальника технического надзора ТК Владимир Коц отметил: «Самое страшное, что эти емкости изготовлены из стали 3, которая не соответствует нашим климатическим условиям. Эта сталь может эксплуатироваться при температуре от -20 до 200°С. Сами понимаете, что наши зимние температуры несопоставимы с этими требованиями. Более того, сталь 3 — это сталь низкого качества. И уже в те годы, когда «шарики» были еще новыми, Горгостехнадзор уже бил тревогу.

Первый сигнал был еще в 1961 г. Тогда по этой причине была запрещена их эксплуатация. Кроме того, «шарики» были нетеплоизолированы. Уже в ноябре 1961 г., после приостановки работы емкостей в цехе Д-1, велись срочные работы по окожуховке «шариков». Только после выполнения ряда работ эксплуатация резервуаров из стали 3 была разрешена при обязательном соблюдении определенных условий. Горгостехнадзор требовал стопроцентной проверки сварных швов через определенный срок эксплуатации. Работа была поручена ЦНИИ проектстальконструкции. Это был головной институт, специалисты которого действительно разбираются в металлах. Так вот, в 1978 г. институту было поручено провести глобальное обследование шаровых емкостей» (см. «Хронограф» №5 (358) от 14.02.11). После того как исследования было проведены в 1978 г., следующие плановые исследования были намечены не позже чем на 2000 г. и в последующем через каждые десять лет. Однако до сих пор эти исследования не проведены. И это притом, что зимой температура в нашем регионе часто опускается ниже 30 градусов, причем не на один день.

Состоянием этих резервуаров уже озаботились в УФСБ
Состоянием этих резервуаров уже озаботились в УФСБ

Как только членам профсоюза работников ТК «Наше дело» стало известно об этих нюансах, сразу в адрес Средне-Поволжского управления (СПУ) Ростехнадзора было направлено заявление о необходимости провести проверку технического состояния шаровых резервуаров. 3 декабря 2010 г. и.о. руководителя Управления Ростехнадзора по Самарской обл. Валерием Сафроновым было подписано распоряжение №3185-10-Р «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Тольяттикаучук». Проверка была инициирована по заявлению профсоюза «Наше дело». Объектом проверки стали шаровые емкости цеха Д-1-И-1. Ответственность за проведение проверки была возложена на государственного инспектора Раисю Абдрахманову. О качестве ее работы можно было судить менее чем через десять дней.

Под прикрытием Ростехнадзора

10 декабря 2010 г. увидел свет акт проверки №08-357-12-10-028В/А. Этот документ позволил продолжить эксплуатацию 23 из 26 резервуаров. И это притом, что проверка вовсе не ответила на вопрос о том, кто, когда и по какой методике проводил исследования шаровых резервуаров.

После этого профсоюз «Наше дело» 21 января 2011 г. направил запрос в адрес руководителя Ростехнадзора России Николая Кутьина. В нем говорилось: «В соответствии с договором №451 от 21.07.78 с ВПО «Союзкаучук» ЦНИИ проектстальконструкцией были проведены работы по исследованию ресурса шаровых резервуаров и выдано заключение для Госгортехнадзора (ГГТН) СССР по дальнейшей эксплуатации. ООО «Тольяттикаучук» не провело полного обследования шаровых резервуаров (цех Д-1, И-1) с исследованием качества стали и 100% УЗК сварных швов, как предписывалось ГГТИ и рекомендациями ЦНИИ проектстальконструкции в 2000 г.». Более того, в этом письме Кутьину от лица профсоюза говорилось, что «не проведено полного обследования качества стали и 100% УЗК сварных швов и в 2010 г.».

В ответ на этот тревожный сигнал профсоюз «Наше дело» получил ответ №14-00-09/1500 от 21 марта 2011 г. за подписью и. о. начальника Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Светланы Жулиной. Она заявила: «Рекомендации ЦНИИ проектстальконструкции, разработанные в 1978 г., не являются нормативным документом и не применяются в настоящее время при определении ресурса дальнейшей эксплуатации шаровых резервуаров».

Это как раз из разряда той самой коллизии, когда объект потенциальной опасности был изготовлен и начал функционировать еще в советские времена, а нормы технического надзора или эксплуатации уже несколько раз успели изменить или переформатировать под новые нужды. В итоге трагедии с затонувшим теплоходом «Булгария» или упавшими самолетами советского производства не находят виновных — по новым правилам никто ни виноват.

Однако в отличие от самолетов и теплоходов в случае ЧП на шаровых резервуарах количество жертв может превысить все известные ранее техногенные катастрофы. Американское (11 сентября) и мартовское землетрясение в Японии на фоне перспективы с тольяттинскими «шариками» просто померкнут.

В ожидании часа X

Более того, в очередном заявлении в головной аппарат Ростехнадзора профсоюз «Наше дело» указал, что раз по мнению надзорного органа обязательные рекомендации устарели, то необходимо руководствоваться «правилами безопасной эксплуатации сосудов...». На которые госпожа Жулина и ссылается. Согласно им в таком случае Ростехнадзор давно обязан был запретить эксплуатацию шаровых резервуаров из стали 3 на Тольяттикаучуке. Только тогда Ростехнадзор соизволил назначить внеплановую проверку совместно с прокуратурой технического состояния данных резервуаров, которая не проведена и по сей день.

Весьма пассивная позиция Ростехнадзора в данном случае по меньшей мере удивляет. По сути, госструктура федерального уровня не может заставить предприятие навести порядок в системе своего хозяйства, несущего потенциальную угрозу для многотысячного города. Или не хочет?

Более того, ТК, судя по всему, уже сумел наработать определенную практику неисполнения требований Ростехнадзора, а Ростехнадзор при этом даже научился занимать соглашательскую позицию.

Причем это уже стало достоянием гласности. 7 июля 2011 г. в газете «Тольяттинский химик» по этому поводу было опубликовано открытое письмо председателя профсоюза «Наше дело» Владимира Жильченко: «Одним и тем же нарушениям промышленной безопасности, вместо устранения и приведения в соответствие с законодательством, из года в год при очередных проверках Ростехнадзора продлевали сроки устранения на более поздние... В предписании за 2009 г. п. 257 гласит: «На предприятии не производятся учебные тревоги по оперативной части ПЛАС (план ликвидации аварийных ситуаций. – Прим. авт.) уровня Б...» Устранить до 10 июля 2009 г. В 2011 г. данное нарушение опять фигурирует в предписании в п. 17... Меняются только сроки устранения выявленных нарушений. Анализируя вышеназванные акты -предписания за 2009 и 2011 гг., выявлено еще более десятка неустраненных нарушений, по которым сроки устранения перенесены на более поздние».

Контроль за состоянием шаровых резервуаров требует системных исследований, подразумевающих весьма дорогостоящие мероприятия. Вряд ли найдется кто-либо способный сегодня заставить руководство ТК вложить деньги в исследования. Ведь даже с Ростехнадзором Полонянкин научился работать.

Как стало известно «Хронографу», скорее всего, он может таким же образом отделаться и от претензий по части УФСБ. Что, впрочем, опять не удивляет. Как показала практика, в последнее время государственные структуры активную деятельность демонстрируют после катастроф с большими человеческими жертвами. В нашем случае выявлена потенциальная угроза, но ответственные лица опять не спешат ее локализовать.