Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №31 (384) | 12 сентября 2011г.
 

Успеть обанкротиться

Бизнес Яркина подвергся цепной реакции по истребованию долгов

Илья Ширтанов

3 сентября было официально сообщено о введении процедуры наблюдения в отношении ООО «AT-Транс». Организация ООО «AT-Транс» входит в Группу компаний «АВТ», подконтрольную депутату СГД Владимиру ЯРКИНУ. При этом события, произошедшие перед началом введения наблюдения, можно назвать беспрецедентными.

Кто быстрее

4 августа 2011 г. Арбитражным судом Самарской обл. было возбуждено дело о банкротстве ООО «АТ-Транс». В отношении данной организации введен первый этап процедуры банкротства — наблюдение. Временным управляющим, по предложению ООО «АТ-Транс», утвержден Виктор Захаров — член НП арбитражных управляющих «Партнер». Процедура банкротства была возбуждена по инициативе самого должника — компании ООО «АТ-Транс». Однако, судя по материалам дела, заявление ООО «АТ-Транс» было подано с опережением, поскольку ОАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского отделения №8213 намеревалось первым начать действия по признанию должника несостоятельным.

На сегодняшний день Росстат говорит о том, что 100% долей ООО «АТ-Транс» принадлежит ООО «Холдинг «Авто Трейд». Основным видом деятельности ООО «АТ-Транс» является деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта. Генеральным директором ООО «АТ-Транс» является Николай Мелешко. Кроме того, по данным Росстата, Мелешко занимает должность генерального директора ООО «Автотрейд-Логистика». За 2010 г. компания ООО «АТ-Транс» показала прибыль 5,6 млн р., при этом выручка организации за этот же период составила 114,8 млн р.

Особое внимание следует уделить обстоятельствам, предшествовавшим началу процедуры банкротства ООО «АТ-Транс».

28 апреля 2011 г. ОАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского отделения №8213 обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с иском о признании ООО «АТ-Транс» банкротом. Задолженность ООО «АТ-Транс» перед Автозаводским отделением Сбербанка в размере более 80,9 млн р. подтверждается решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 2 декабря 2009 г. по гражданскому делу №7488/09. Т. е. долг «АТ-Транс» перед банком, уже признанный судом, оставался непогашенным почти полтора года.

Однако в тот же день, 28 апреля 2011 г., ООО «АТ-Транс» также обращается в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением должника о признании своей организации банкротом. Делу по обращению ООО «АТ-Транс» присваивается номер А55-7706/2011. Здесь же необходимо отметить, что номер дела по иску Сбербанка к ООО «АТ-Транс» — А55-7721/2011. Т. е. разница в номере всего на 15 дел. Следовательно, заявление банка было зарегистрировано в канцелярии в течение примерно часа после принятия иска от ООО «АТ-Транс». Учитывая практику принятия заявлений арбитражными судами, можно констатировать, что ООО «АТ-Транс» опередило Сбербанк на небольшой промежуток времени.

Подобное совпадение с опережением подачи заявлений вряд ли могло быть случайным. Такие действия могут иметь признаки наличия у должника своих людей в структуре Сбербанка. Причем этому, судя по всему, не мешает даже недавняя смена руководства как в Автозаводском отделении Сбербанка, так и в руководстве филиала «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк РФ».

Поскольку заявлению должника ООО «AT-Транс» был присвоен номер, предшествующий номеру заявления Сбербанка в реестре судебных исков, вполне логично, что компания, подконтрольная Яркину, получила преимущество в деле о банкротстве. Последующие события подтверждают данное предположение.

Свой человек в Сбербанке

13 мая 2011 г. арбитражный суд возбудил дело о несостоятельности ООО «АТ-Транс» по заявлению должника. Иск ОАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского отделения №8213 №А55-7721/2011 о банкротстве ООО «AT-Транс» не рассматривался, поскольку было возбуждено аналогичное дело №А55-7706/2011. В рамках последнего 20 мая 2011 г. было вынесено определение о рассмотрении вступления в дело Сбербанка. С этого момента у Сбербанка началась игра по правилам ООО «AT-Транс».

3 августа 20И г. было представлено определение о включении ОАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского отделения №8213 в реестр кредиторов третьей очереди по делу о банкротстве ООО «AT-Транс». Практика судов показывает, что у кредитора третьей очереди, особенно с претензией на выплату крупной суммы, остается немного шансов на ее возврат.

Становится очевидно, что Яркий получил возможность влиять на ход банкротства своей компании. Первым действием в установлении своих правил контроля над банкротством можно назвать утверждение арбитражным судом временного управляющего по инициативе ООО «AT-Транс».

Здесь же можно предположить, что банкротство ООО «AT-Транс» было неслучайным, т. е. проявившимся в результате естественного хода коммерческой деятельности. Такие выводы можно сделать на основании финансовых показателей компании, представленных в Росстат. Согласно этим данным, на начало 2010 г. и 2011 г. ООО «AT-Транс» не имело каких-либо дол-I госрочных обязательств по займам и кредитам. В строке «краткосрочные обязательства» говорится о кредиторской задолженности в размере 75,5 млн р. по итогам 2009 г. За2010 г. этот показатель уменьшился до 62,3 млн р. Т. е. долг предприятия снизился более чем на 13 млн р. При этом в первом случае из 75,5 млн р. 45,9 млн р. приходится на долги перед поставщиками и подрядчиками, многие из которых также подконтрольны Яркину. В 2010 г. задолженность перед поставщиками и подрядчиками составила 59,4 млн р. из 62,3 млн р. При этом сумма задолженности ООО «AT-Транс» перед Сбербанком в 80,9 млн р. нигде отдельно не фигурирует.

Следует напомнить, что решение суда о признании долга ООО «AT-Транс» перед Сбербанком было вынесено 2 декабря 2009 г. Вполне вероятно, что сумма долга перед банком могла быть включена в показатели ООО «АТ-Транс» по займам и кредитам, где фигурируют суммы в 209,4 млн р. по итогам 2009 г. и 224,5 млн р. за 2010 г. Следует обратить внимание, что к моменту подачи данных ООО «AT-Транс» в Росстат сумма 80,9 млн р. уже была официально признана кредиторской задолженностью предприятия перед ОАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского отделения №8213. Следовательно, 80,9 млн р. должны быть отражены в строке задолженности, однако таких данных в финансовой отчетности ООО «AT-Транс» не показано.

Как показывает практика, дальнейшее развитие событий может заключаться во вхождении в дело о банкротстве ООО «АТ-Транс» целого ряда фирм ГК «АВТ». При таком ходе банкротства ООО «АТ-Транс» существует большая вероятность того, что ОАО «Сбербанк России» в лице Автозаводского отделения №8213 не сможет получить с должника заявленную сумму долга.

Все переплелось

Деятельность ГК «АВТ» распространяется далеко за пределами Самарского региона. Однако способы приобретения денежных средств ГК мало отличаются от описанного выше. В то же самое время, когда ООО «АТ-Транс» странным образом сумело получить контроль над собственным банкротством, в других регионах России был инициирован еще ряд дел о банкротстве фирм ГК «АВТ».

26 сентября 2011 г. состоится очередное заседание Арбитражного суда Орловской обл. в рамках дела о банкротстве ООО «Автотрейд -Орел». Дело о банкротстве орловской фирмы ГК «АВТ» Владимира Яркина было возбуждено по заявлению ОАО «Альфа-Банк». После введения процедуры наблюдения в отношении ООО «Автотрейд -Орел» в список кредиторов должника были включены организации ГК «АВТ».

25 августа 2011 г. в реестр кредиторов ООО «Автотрейд — Орел» третьей очереди был включен ЗАО АКБ «Новикомбанк» с суммой требований 136 млн р. Это еще один банк, который предъявил свои претензии ООО «Автотрейд — Орел» в рамках дела о банкротстве. Привлекает внимание то, что заемщиком по кредитному договору с Новиком-банком выступала фирма ООО «Холдинг «АвтоТрейд». ООО «Автотрейд — Орел» является залогодателем и поручителем в этой сделке. Новикомбанк подконтролен ГК « Ростехнологии ».

Первым озвучил сумму задолженности ОАО «Альфа- Банк», по заявлению которого и было возбуждено дело о несостоятельности ООО «Автотрейд — Орел». Требования «Альфа-Банк» к должнику составили более 398 млн р. В этом случае ООО «Автотрейд — Орел» опять выступает в качестве поручителя. Заемщиком в части долга является ООО «АВТ» (прежнее название ООО «Автотрейд — Тольятти»). ООО «АВТ» был выдан кредит на общую сумму более 140 млн р. Альфа-Банком были заключены еще три кредитных договора с ООО «ATK» (прежнее название ООО «Управляющая компания «Автотрейд»), по которым поручителем вновь выступила фирма ООО «Автотрейд — Орел». Основной долг по кредитам ООО «ATK» составил 200 млн р. С учетом неустойки и т. д. задолженность ООО «Автотрейд — Орел» перед банком составила 398 млн р. Можно отметить, что обе фирмы-заемщики -ООО «АВТ» и ООО «ATK» — уже признаны банкротами и в их отношении открыто конкурсное производство. Соответственно, ООО «Автотрейд — Орел» остается единственной фирмой, с которой можно что-либо спросить.

Примечательно, что кроме этих двух банков в реестре кредиторов значатся еще 14 компаний, входящих в группу «АВТ», бенефициаром которой является депутат СГД Владимир Яркин. При этом часть фирм ГК Яркина, вошедших в список кредиторов ООО «Автотрейд — Орел», сами проходят процедуру банкротства.

Параллельно описанному судебному процессу в Арбитражном суде Белгородской обл. рассматривается дело о банкротстве ООО «Автотрейд-Белогорье» по заявлению должника. В отношении ООО «Автотрейд-Белогорье» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Сергей Захаров. Вполне вероятно, что Сергей Захаров может приходиться отцом Виктору Захарову. В любом случае оба Захаровых были утверждены временными управляющими по предложению фирм-должников.

В обоснование своего заявления ООО «Автотрейд-Белогорье» указало на сформировавшуюся задолженность предприятия на общую сумму более 576 млн р. После начала первого этапа банкротства свои претензии к белгородскому должнику выдвинули пять фирм ГК «АВТ». Из них можно выделить ООО «АТ-Транс», с которого сегодня пытается взыскать долг Сбербанк. Само ООО «Автотрейд-Белогорье» включено в реестр кредиторов ООО «Автотрейд — Орел».

Все это дает определенное понимание о ведении бизнеса в ГК, подконтрольной Владимиру Яркину. Сформированные многомиллионные задолженности в организациях ГК «АВТ», вполне вероятно, могут не вернуться банкирам. По некоторым подсчетам, общая задолженность фирм-банкротов либо находящихся в процедуре банкротства ГК «АВТ» превышает 1 млрд р. Процедура банкротства способна снизить реальные расходы бенефициаров фирм-должников, особенно если они инициированы должником и существует возможность контроля за ходом процесса.