Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (383) | 5 сентября 2011г.
 

«Токсичные» кредиты

Мэрия Самары все больше живет в долг

Егор Кошеров

29 августа победителем очередных муниципальных аукционов на право кредитования дефицита бюджета г.о. Самара стал филиал «Поволжский банк» ОАО «Сбербанк России» (ПБСБ). Учреждение предоставит мэрии 4 кредитные линии на общую сумму 1,5 млрд р. Судя по всему, выросшая потребность в заемных средствах по сравнению с июнем 2011 г. неприятно удивила чиновников. Однако еще большие потери бюджет города понесет из-за прогрессирующей зависимости городского хозяйства от кредитов — в этом мэр Самары Дмитрий АЗАРОВ (на фото) уже превзошел показатели Виктора ТАРХОВА.

29 августа состоялось четыре открытых аукциона в электронной форме на право предоставления кредитных линий для финансирования дефицита бюджета г.о. Самара на общую сумму 1,5 млрд р. Стартовая ставка по кредитам — 6,6% годовых — оказалась значительно ниже действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. С учетом этого к участию в торгах подтянулись только федеральные кредитные учреждения с «дешевыми» ресурсами — ПБСБ и самарские филиалы ОАО «Банк «ВТБ» и ОАО АКБ «РОСБАНК». В итоге победителем по всем лотам признали ПБСБ: линию на 500 млн р. учреждение согласилось открыть под 5,94% годовых, на 400 млн р. -под 6,15%, а еще две линии по 300 млнр. обойдутся мэрии в 6,6 и 5,89%. Расходы муниципального бюджета на обслуживание долга составят 91,8 млн р.

Характерно, что в июне 2011 г. администрация Самары уже занимала для покрытия дефицита 600 млн р. по ставке 5,8% годовых. Расходы муниципального бюджета на обслуживание этого долга равны еще 34,8 млн р. Возросшая за два месяца стоимость кредитов досадно удивила чиновников, которые по традиции ожидали привлечь очередные займы дешевле предыдущих. По одной из версий, банкиры просчитали усиление зависимости городского хозяйства от кредитов с начала 2011 г. и начали играть на повышение, т.к. поймали мэрию на отсутствии альтернативных источников покрытия дефицита.

Нынешняя тенденция к «закредитованности» неутешительна. Так, для исчерпания лимита на привлечение заемных средств, утвержденного в конце 2010 г. при принятии бюджета Самары на 2011 г., администрации осталось взять всего лишь 450 млн р. у коммерческих банков. Указанный лимит был сформирован из расчета, что дефицит бюджета в 2011 г. не превысит 1,22 млрд р., а кредиты, взятые в 2010 г. для финансирования дефицита, будут возвращены в срок — в течение 2011 г.

Предельный объем расходов на обслуживание в 2011 г. муниципального долга был установлен в сумме 304 млн р. На деле же может получиться так, что на эти цели будет потрачено гораздо больше средств. Дефицит бюджета за период с января по июль 2011 г. вырос почти в 2 раза — до 2,4 млрд р. (при Викторе Тархове -максимум до 1,8 млрд р.), следовательно, на его покрытие потребуется сумма примерно в два раза больше первоначально запланированной (около 4 млрд р.). Это подтвердилось увеличением мэрией лимита на получение кредитов от финансовых организаций до 3,8 млрд р.

Параллельно могут быть не исполнены обязательства по последним кредитам администрации Виктора Тархова годичной давности со сроком погашения в конце августа 2011 г. (общий размер муниципального долга по состоянию на 1 июля 2011 г. — 1,25 млрд р.). Соответственно, возрастет размер расходов на обслуживание муниципального долга, к которому помимо кредитов от банков могут добавиться бюджетные кредиты из вышестоящих бюджетов и пени за «просрочку» возврата заемных средств.

При Викторе Тархове дефицит бюджета рос из-за неспособности привлекать деньги из бюджетов вышестоящего уровня. Администрация Тархова не давала дефициту разрастаться благодаря довольно рациональному расходованию средств и более-менее эффективному администрированию собственных доходов муниципального бюджета. Похоже, что с приходом Дмитрия Азарова все изменилось с точностью до наоборот.

Теперь большую часть поступлений в доходную часть бюджета г.о. Самара в течение 2011 г. составили субсидии и субвенции из вышестоящих бюджетов, а эффективность работы чиновников мэрии, отвечающих за формирование собственных доходов городской казны, выглядит крайне сомнительно.

На фоне якобы уверенного роста доходов происходят рекордные расходы, причем целесообразность распределения сумм по статьям вызывает множество вопросов (см. «Хронограф» №28 (381) от 25.07.11). В данной ситуации планы мэрии покрыть «внештатный» рост дефицита бюджета за счет привлечения заемных средств могут привести к еще большей зависимости муниципалитета от кредитов и необходимостью привлекать все больше новых средств для исполнения обязательств по ним.

Не исключено, что в скором времени банки-кредиторы начнут требовать у Азарова в качестве обеспечения долга залог муниципального имущества. Также могут закончиться привилегии мэрии по неуплате комиссии за открытие и пользование кредитными линиями.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.