Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (381) | 25 июля 2011г.
 

ДГОС теряет КСП

Самара рискует столкнуться с муниципальным рейдерством

Сергей Ромашов

19 июля на пленарном заседании Думы г.о. Самара (ДГОС) были внесены изменения в положение о ДГОС, согласно которому контрольно- счетная палата (КСП) выводится из структуры думы. С 1 октября на КСП будет распространяться новый федеральный закон о принципах организации деятельности контрольно-счетных органов. В результате КСП Самары будет сама формировать себе задания. Таким образом, группа, которой удастся продвинуть своего человека в председатели КСП или же получить контроль над нынешним руководителем, сможет получить и неограниченные возможности для давления на своих конкурентов в муниципальной плоскости.

Еще два месяца КСП г. о. Самара будет входить в структуру ДГОС и задание для аудиторов все так же будут формировать депутаты. Но с 1 октября, согласно федеральному закону №6 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», КСП станет обособленной структурой. Ст. 12 ФЗ №6 предполагает, что КСП «...осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно». Планирование деятельности контрольных органов будет осуществляется с учетом предложений и запросов руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и глав муниципальных образований.

Исключение КСП из состава ДГОС не вызвало нареканий со стороны прокуратуры г. о. Самара, которая не нашла коррупциогенных факторов в представленном на пленарном заседании ДГОС проекте решения. Зато данное решение пытались предотвратить депутаты. На последнем заседании комитета по местному самоуправлению депутаты проголосовали против внесения соответствующих изменений в устав города. Однако позже они одобрили поправки.

Депутаты были озабочены тем, что перспективы дальнейшего взаимодействия КСП и ДГОС с выделением контрольного органа в отдельную структуру становятся весьма туманными. Есть и другое важное обстоятельство, которое также может служить причиной беспокойства депутатов. На сегодняшний день не ясно, кто станет новым председателем КСП и будет планировать деятельность контрольного органа.

Система выборов председателя КСП достаточно проста. Кандидатов на данную должность, согласно ФЗ №6, смогут выдвинуть глава города Дмитрий Азаров, председатель ДГОС Александр Фетисов (на фото) и депутаты. Руководителя контрольного органа в итоге назначит дума. Если учесть, что Азаров, как и большинство депутатов от фракции «Единая Россия», являются людьми, так или иначе подконтрольными бенефициару холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ) Владимиру Аветисяну, то именно они могут назначить своего человека в руководство КСП. Притом что КСП будет само формировать себе задание, можно ожидать, что выделение этого органа будет означать еще более серьезное укрепление этой группы в муниципальном секторе. «Отсутствие независимого контроля может подразумевать все, что угодно. Т. е. все те, кто финансирует деятельность КСП либо так или иначе связаны с ней кадрово, смогут использовать полномочия данного органа в собственных целях», — считает социолог Сергей Дьячков.

Вероятное муниципальное рейдерство может и не носить характер смены тех или иных руководителей муниципальных структур. Речь может идти о получении тех или иных преференций или преимуществ в рамках работы титульных групп влияния. Например, при принятии решений в ДГОС.

Работа контрольного органа будет финансироваться из городского бюджета, что опять же увеличивает шансы Азарова посадить нужного ВПГ человека на должность председателя КСП. Ограничений к кандидату не так много. На должность руководителя КСП кандидат не может быть назначен в том случае, если он состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов,

расположенных на территории соответствующего муниципального образования. Председатель КСП не может заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью и должен иметь высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов и юриспруденции.

Вполне возможно, что подходящие под эти параметры кандидаты найдутся во всех группах влияния в ДГОС и в ближайшие месяцы за должность председателя КСП начнется серьезная борьба.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог

- Настоящих контрольных органов у нас нет. Недаром в свое время Ленин, уже умирающий, разрабатывал систему народного контроля. Он понимал, что бюрократия всегда найдет способ, как контроль загнать в управляемое русло. Он все время бился над этим, и его мучил вопрос: как сделать так, чтобы настоящий народный контроль существовал за чиновничеством.

Владимир НЕХОРОШЕВ, социолог

- Контрольно-счетная палата станет орудием в конкурентной борьбе. Это позволит какой-то финансово-промышленной группе поставить своего человека во главу аудиторской комиссии и бомбить своих конкурентов. Сама по себе дума аффилирована трем-четырем структурам. А теперь создается отдельная структура, которая уже не связана с избирателями и не является частью представительного органа. Она теперь является как бы надстройкой к этому органу, что увеличивает ее бюрократическую направленность в серьезной конкурентной борьбе.