Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (376) | 20 июня 2011г.
 

С прицелом на ЧМ-2018

Кинжабаев планирует выручить за бухту у речпорта 98 миллионов

Илья Круговой

24 июня в Самаре пройдут торги, предметом которых является гидротехническое сооружение. В лоте на федеральном сайте торгов это сооружение обозначено как «грузовая причальная набережная, высота от проектного дна 6,8 м. Нагрузка 4 т/кв.м, длина причальной линии по линии кордона 312 п.м». Если же выражаться простым языком, то это территория Новой бухты, расположенной практически на стрелке р. Самарки и р. Волги. Т.е. неподалеку от места предполагаемого строительства стадиона к чемпионату мира (ЧМ) по футболу 2018 г. Организатором торгов является ТУ Росимущества по Самарской обл. Не случайно Айвар КИНЖАБАЕВ именно сейчас решил поискать концессионеров на данный участок, к которому ранее никто не проявлял интереса.

Спешат бросить якорь

6 июня 2011 г. на сайте www.torgi.gov.ru появилось извещение о проведении торгов на имущество «Грузовая причальная набережная», которая позиционируется официально на ул. Молодогвардейский спуск. В действительности же эта т.н. Новая бухта расположена на небольшом удалении от территории самарского речпорта. Напомним, что именно территория речпорта рассматривается правительством Самарской обл. как место возведения стадиона к предстоящему ЧМ-2018.

Впрочем, ведомство Айвара Кинжабаева решило, что пора поискать арендатора (концессионера) на данную территорию. Если даже в окончательном итоге все пойдет по плохому сценарию, то Росимущество выгоды не упустит. Срок концессии, согласно информации о торгах, которые состоятся 24 июня, составляет 49 лет. Росимущество уже установило тариф на арендную плату, которая будет составлять 2,012 млн р. в год. Т.е. Кинжабаев планирует за указанный срок выручить более 98,5 млн р. Но это в теории, т.к. в информации о предмете торгов та же сумма в 2 млн р. в год обозначена как «минимальная цена за договор».

Скорее всего, Росимущество уже планирует, что за причальную стенку в новой бухте может развернуться борьба не хуже, чем на аукционе, которые устраивает «Сотбис». Правда, известный самарский предприниматель Александр Хенкин на все это смотрит довольно скептически. «Что значит иметь в собственности причальную стенку? Это как минимум к ней должен кто-то причаливать. И ее нужно содержать. А это непростой бизнес», — заявил Хенкин в телефонной беседе с корреспондентом «Хронографа». Не исключено, правда, что бизнесмен немного недоговаривает. Ведь после того, как строительство стадиона официально объявят именно там, где планируют, то за этот кусок побережья может действительно развернуться настоящая война. Сразу найдутся желающие здесь причаливать.

Заманчивая бухта

Молодогвардейский спуск разделяет Новую и Старую бухту. В Старой бухте расположено ООО «Самарский судоремонтный завод» (ССЗ), которое возглавляет Владимир Громов а соучредителем данного предприятия является Александр Хенкин. Впрочем, ССЗ не единственный бизнес Хенкина в этом районе. В Старой бухте расположены ООО «Яхт-клуб «Старая гавань» и ООО «Старая гавань». В «Яхт-клубе «Старая гавань» соучредителями являются Владимир Громов и Александр Хенкин, а единственным учредителем ООО «Старая гавань» является ССЗ. Т.е. фактически те же Хенкин и Громов.

При этом сам Хенкин заявил, что участок, выставляемый на торги, ему абсолютно неинтересен. Хотя он и привлекателен для расширения яхтенного бизнеса, о чем упомянул и депутат Думы г.о. Самара (ДГОС) по данному округу Михаил Куцев. Возможно, за нежеланием Хенкина принимать участие в торгах кроется тот факт, что на Новую бухту уже имеется интересант. По мнению источников «Хронографа», этим интересантом может стать глава холдинга «Техоборонпром» Алексей Леушкин. Кроме того, Хенкина и Леушкина связывает многое.

Ранее как фактическим, так и юридическим адресом ООО «Самарский судоремонтный завод» значилась ул. Советской Армии, 181, где располагается ОАО ПК «Элка-банк», совладельцем которого является Леушкин. И, наконец, у самого Леушкина в данном районе имеется предприятие ОАО «Самарский завод клапанов». Вполне вероятно, что именно Леушкин будет главным концессионером данной территории.

Особенно если учитывать тот факт, что и с руководителем Управления Росимущества по Самарской обл. Айваром Кинжабаевым Леушкина тоже многое связывает. Например, по ОАО завод «Экран», по ОАО «Металлист-Самара» и по ОАО «Самарский дом печати (СДП) (см. «Хронограф» №3 (267) от 02.02.09). Аналитики «Хронографа» сходятся во мнении, что, скорее всего, концессионером на данном участке будет развернута причальная станция для частных катеров и яхт, учитывая близость к будущему стадиону. При этом данное концессионное соглашение может нарушить права ряда собственников, расположенных вблизи данного участка, а также существенно скорректировать планы правительства Самарской обл. по развитию данной территории.

Депутат ДГОС по округу №4 Владимир Куцев затруднился оценить перспективы того, насколько привлекательной для инвесторов может быть эта территория именно на данный момент. Например, относительно территории, выставляемой на торги, депутат предположил, что там, возможно, будет обустроен яхт-клуб. Правда, Александр Хенкин обмолвился, что видел проектную документацию, в которой якобы предусмотрены 2 или 3 яхт-клуба, но в непосредственной близи от территории речпорта.

Интерес инвесторов к земельным участкам Владимир Куцев также пока оценивает довольно скептически, т.к. твердой уверенности нет, будет там стадион или его решат строить в другом месте. Или вовсе Самара вылетит из списка.

«Представьте себе, если вложиться в строительство гостиниц 3-или 5-звездочных, построить их штук 15-20 на территории Самарского р-на, а потом что с ними будет и как их использовать?» — заявил Куцев.

Неминуемые конфликты

В месте расположения новой бухты, которую Росимущество собирается сдавать в аренду на столь длительный срок, нет каких-либо стратегических объектов. Тем не менее неподалеку от побережья расположены офисы некоторых организаций. Например, ООО ПТК «Агролюкс», сеть столовых «Щикоко», шиномонтажная мастерская индивидуального предпринимателя и др. Разумеется, что эти организации расположены не на самом побережье. Однако если найдутся охотники на Новую бухту, то и эта территория станет объектом повышенного интереса как крупных инвесторов, так и, возможно, государства. Достаточно вспомнить опыт г. Сочи, где полным ходом идет подготовка к Олимпиаде-2014. Те места, которые были обозначены как «приоритетные», были сразу же освобождены, как от крупных предпринимателей, так и от рядовых жильцов, которых расселили в приказном порядке, а их собственность изъяли под государственные нужды.

Эксперты «Хронографа» полагают, что если все пойдет по заранее намеченному плану, то в результате кусок побережья р. Самары от Малярного пер. до Молодогвардейского спуска может стать не только «золотым берегом» для инвесторов, но и головной болью для тех, кто имеет счастье или несчастье, проживать или держать бизнес в этом районе.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

В районе спуска Молодогвардейский расположено ООО «Самарский судоремонтный завод». По одному с ним адресу: Молодогвардейский спуск, 2, зарегистрировано 26 компаний. Среди них: ООО «Яхт-клуб «Старая гавань», ООО «Старая гавань» и ООО «Яхт-клуб «Старая бухта». Данные компании в основном занимаются предоставлением услуг по ремонту, техническому обслуживанию и переоборудованию спортивных и туристических (прогулочных) судов. Там же зарегистрированы: ООО «НВК», ООО «ТВК», ООО «Самаратранс», ООО «НПК «Техмашконструкция», ООО «СК «Новостройка», ООО «Ивушка», ООО «Зевс», ООО «Экопродснаб», ООО «Стид», ООО «СТК», ООО «Артпроект», ООО «Артстройпроект», ООО РСЦ «Гранит», ООО «Спецпромстрой», ООО «Трансфер», ООО «Газавтосервис», ООО «Партнер», ЗАО «РБК», ООО «Цилкэс», ООО «КасСамара», ООО «Спец-ЭнергоСтрой», ООО «Спецзащита».

Комментарии

Александр ХЕНКИН, бизнесмен

- Я не совсем в теме, что там за конкурс объявило Росимущество. Видимо, решили сдать причальную стенку в аренду. Я лично не знаю.

- А ваши интересы, как собственника, при этом не будут нарушены?

- А мы здесь и ни при чем. У нас все в собственности. Скорее всего, в концессию или в аренду отдают то, что находится в собственности у федеральной власти. Если смотреть территориально, то мы находимся с левой стороны от Молодогвардейского спуска. А справа, по всей видимости, и находится территория, о которой вы ведете речь. У нас Старая бухта, а там — Новая бухта.

- На ваш взгляд, не случайно ли Росимущество объявило концессию на данном участке, т.к. неподалеку планируется возведение стадиона в преддверии ЧМ-2018?

- Я думаю, что все это домыслы.

- Вы сами не хотели бы принять участие в данной концессии?

- Абсолютно нет. Это отдельный непростой бизнес. Данная территория находится достаточно далеко от места строительства предполагаемого стадиона, и я не думаю, что она будет сильно востребована со стороны представителей бизнеса. Я видел планы министерства строительства. Так вот, согласно этим планам два или три яхт клуба идут от автомобильного моста в сторону Волги по правой стороне Самарки. Все эти клубы обозначены в проекте.

Михаил КУЦЕВ, депутат ДГОС по округу №4

- Честно говоря, я не знаком с содержанием документов, о которых вы говорите. Думаю, что если этот участок отдают в концессию, то что-то там будет развиваться. Например, яхт-клуб. Смотря подо что отдают этот участок. Я сам к катерам отношусь посредственно. Можно сказать, никак. Но если эту территорию облагородить, то под определенные цели ее можно использовать. Что касается предстоящего ЧМ — 2018 г., то я сомневаюсь, что эту территорию готовят именно к упомянутому событию. Я не вижу, каким образом ее можно использовать во время проведения соревнований. Если только эта территория будет выполнять некие прогулочные функции на тех же яхтах или катерах. Если гарантированно Самара будет обозначена как место проведения ЧМ-2018, то интерес предпринимателей к этому району появится однозначно. Земля под строительство гостиничных или кемпинговых конструкций наверняка будет очень востребована. Территориально именно в границах строительства стадиона. На сегодня 100-процентных гарантий нет, что стадион будет строиться в этом месте. Инвесторы и сами ждут окончания сроков, когда все это будет объявлено. Поэтому теоретический интерес к этим землям есть, а практический пока на уровне некоего любопытства. Если кто-то и подает сегодня заявки на земли в этом районе, то они в определенной мере рискуют.