Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (145) | 24 июля 2006г.
 

Условно свободные мощности

ВоТГК готова перебросить мощности в Автозаводской район

Сергей Морозов

17 июля на аппаратном совещании в мэрии было заявлено о намерении ВоТГК пустить 4-й тепловывод в Автозаводский район протяженностью до 10 км от Тольяттинской ТЭЦ (ТоТЭЦ) до пересечения Автозаводского и Южного шоссе. За счет переброски мощностей должно высвободиться 300 Гкал/ч тепловой энергии. Пока можно лишь говорить о гипотетической возможности освоения новых объемов. Тем не менее ясно одно, что расширение сбыта энергии в этой части Тольятти с большой вероятностью должно пройти при участии одного из крупнейших транспортирующих энергетических предприятий города ОАО «ТЕВИС».

Перспективы автогиганта

Необходимость в дополнительных объемах тепловой энергии в Автозаводском районе назрела уже давно. Дополнительная энергия требуется как для развития Нового города (в первую очередь на территории за Московским проспектом), так и для перспектив развития ОАО «АВТОВАЗ». Однако резервных мощностей на ТЭЦ ВАЗа нет. Существовало два основных варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый — строительство новых мощностей. Второй -переброс части тепла с Тольяттинской ТЭЦ, которая потеряла значительную часть нагрузки из-за остановки ряда предприятий Северного промузла. Судя по всему, расчет экономической эффективности продемонстрировал преимущества второго варианта. Поэтому ВоТГК предложила проект строительства тепловывода для переброски части тепла ТоТЭЦ на территорию Автограда. Магистраль протяженностью 10 км будет проложена до пересечения Автозаводского и Южного шоссе. В результате должно высвободиться 300-400 Гкал/ч.

По информации «Хронографа», первым претендентом на новые объемы является ОАО «АВТОВАЗ». Заявку руководство автогиганта уже подготовило. Хотя при отсутствии рабочей проектной документации говорить о конкретном направлении развития событий крайне преждевременно. Поэтому нельзя исключать того, что энергия пойдет либо на перспективную застройку, либо на уплотнение. Но здесь требуется просчет капвложений исходя из предложений, уже существующих в Автозаводском районе.

Перспективы района

Дефицит тепла в жилом фонде Автозаводского района составляет около 200 Гкал/ч, что приводит к перегрузке режимных параметров. Следовательно, нужна капитальная реконструкция сетей, чтобы ввести дополнительные мощности. Специалисты исчисляют этот проект более чем в 200 млн. р. А если говорить о строительстве за Московским проспектом, там потребуется запуск совершенно нового ввода — это еще более дорогой вариант. В любом случае крупнейшей транспортирующей организацией в Новом городе является ОАО «ТЕВИС». По мнению специалистов, участие предприятия в этом проекте вполне вероятно. Специалисты предприятия обсуждают ситуацию, но конкретного направления у менеджеров ТЕВИСа пока нет. Дело в том, что если энергия пойдет на развитие Волжского автозавода, то здесь у ТЕВИСа перспектива небольшая. 90% потребляемой тепловой энергии автозавод получает от ТЭЦ ВАЗа через свои сети. Вполне возможно, что новые мощности также пойдут на автогигант через свою структуру. В то же время, являясь дочерним предприятием АВТОВАЗа, ОАО «ТЕВИС» имеет все возможности конструктивного сотрудничества с автозаводом.

Гораздо более реальной перспективой для ОАО «ТЕВИС» являются два последних направления — распределение теплоэнергии при уплотнении имеющейся застройки и новое строительство за Московским проспектом. Но, по словам технического директора ОАО «ТЕВИС» Андрея Чигинева, это только одна сторона медали. Любые технические трудности могут быть преодолены, просто необходимо найти инвестора для строительства новых инженерных коммуникаций. Куда большие проблемы возникают по срокам окупаемости, которые, по мнению аналитиков, составят не менее 30 лет. Понятно, что такие сроки сегодня частных инвесторов не устраивают. Федеральный закон №210 «О формировании тарифов организаций коммунального комплекса», действующий с января 2006 г., определяет, что строительство коммуникаций должно производиться за счет потребителя. Возможно использование ипотечных схем или рассрочки. Но в любом случае, прямо или опосредованно строительство инженерных коммуникаций будет оплачивать потребитель. В силу ряда причин в Тольятти этот закон пока не действует. Это в значительной степени тормозит развитие инфраструктуры. Руководители ТЕВИСа уверены: если закон заработает, то это станет импульсом для предприятия принять участие в строительстве и обслуживании любого направления. Строить и снабжать – основная задача ТЕВИСа. Менеджеры ТЕВИСа прикладывают все усилия, чтобы закон заработал и дело сдвинулось с мертвой точки. Что же касается проекта, связанного с уплотнением застройки, то там, безусловно, нужны эти высвободившиеся 300 Гкал/ч. Но в любом случае требуется реконструкция старых сетей, а она требует затрат и работы все того же закона.

Перспективы предприятия

Реконструкция старых сетей поднимает еще одну значимую для Нового города тему — энергоресурсосбережение. Сегодня ТЕВИС является одним из ведущих предприятий, системно подходящих к этой проблеме. По словам Андрея Чигинева, в районе есть огромный потенциал для энергосбережения. Если просто ликвидировать все утечки в объектах, установить всем жильцам нормальные окна, утеплить крыши, подвалы, подъезды, то, по прогнозам специалистов ТЕВИСа, вполне возможно, что эти самые 300 Гкал/ч появятся на уже существующих мощностях.

Ситуация осложняется тем, что целенаправленно этим никто не занимается. В городе идет стихийный процесс энергосбережения. Если бы в городе была целевая программа по энергосбережению, вполне возможно, переброса каких-то мощностей с одной ТЭЦ на другую не потребовалось. «Наверное, не очень ошибусь, если скажу, что у нас в районе 20-25% тепловой энергии вылетает в форточку, — заявил Андрей Чигинев.

- Если ее сберечь, те же 300 Гкал/ч будут свободны. Пример: в течение последних 7 лет подключения договорная нагрузка в Автозаводском районе увеличилась примерно на 20%.

Но мы продолжаем заключать новые договоры, приходят новые потребители. У них есть проекты, есть определенные нагрузки, они включают и потребляют тепло. Фактически же общее потребление тепла за эти годы по району не увеличилось. У нас на границе с ТЭЦ стоят приборы. А сколько построено новых зданий, жилья и торговых центров? При этом особого дискомфорта не замечается. Суть в том, что процесс сбережения проходит стихийно. Люди заботятся сами о себе. Наблюдая эту картину, поскольку компания «ТЕВИС» смотрит за этим процессом, я считаю, что те программы, реализуемые в городе нашими властями, не дают того эффекта, на которые были рассчитаны».

В любом случае для работы над новым проектом потребуется организация с достаточно высокой капитализацией, собственными производственными фондами и устойчивым реноме на рынке энергии. За годы работы в Тольятти ТЕВИС показал себя эффективно работающей производственной единицей. Отопительный сезон 2005-2006 гг. начался 14 октября и завершился 20 апреля. Его длительность составила 189 суток. Он был отмечен сильными январскими и февральскими холодами. Но система теплоснабжения рассчитана на работу в условиях низких температур. Она сама и объекты-потребители тепла проектируются с учетом того, что температура наружного воздуха может опускаться до -30°. В результате даже в столь сложный сезон нарушений, связанных с авариями теплосетей, не было. Хотя на сетях и сооружениях тепловодоснабжения было зафиксировано 161 нарушение. Понятно, что в столь сложный сезон этот показатель вырос по сравнению с предыдущей зимой. При этом примерно 25% составили нарушения в теплоснабжении, 7% — в снабжении горячей водой и оставшиеся 68% — в снабжении холодной водой. В 48% всех случаев причиной нарушений был планово-предупредительный ремонт. Время устранения одного нарушения в среднем составило 3,5 ч. Сегодня это один из лучших показателей по России.

Комментарии

Андрей ЧИГИНЕВ, технический директор ОАО «ТЕВИС»:

- Технический проект по переброске мощности с ТоТЭЦ в Автозаводский район достаточно сложный. Обсуждение этой задачи идет на уровне всех компетентных сторон. Привлечен престижный проектный институт для разработки проекта. Информация по проекту периодически поступает в ТЕВИС, где проходит технический анализ.

Тем не менее для крупных капвложений существуют серьезные препятствия. Судите сами: с 1998 г. тарифы ОАО «ТЕВИС» оказались вдвое ниже роста инфляции, поэтому мы вынуждены сокращать объемы капитального ремонта, у нас просто нет на это средств. Если мы должны менять по 20-25 км сетей в год, мы можем позволить себе поменять не более 8-10 км, то есть вдвое меньше. Мы вынуждены экономить на реконструкции объектов, то есть на внедрении новых энергосберегающих технологий. Вообще говоря, ситуация не очень хорошая. Несмотря на целый ряд сложностей, у нас высокая производительность труда. Выработка на одного человека по сравнению со средней по России очень высока. В этом отношении мы очень эффективная компания. Нас жизнь заставляет заниматься этим делом, то есть экономить буквально на всем. Разумная экономика должна быть экономной. И успех будет обеспечен.