Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (145) | 24 июля 2006г.
 

Без Путина и Фрадкова

АВТОВАЗ отметил юбилей без первых лиц государственной и региональной власти

Павел Соколов

21 июля ОАО «АВТОВАЗ» совместило сразу три торжественных мероприятия: празднование 40-летнего юбилея, выпуск 25-миллионного автомобиля и закладку памятного камня в основание нового механосборочного завода. Несмотря на громкие речи о том, что АВТОВАЗ имеет огромное значение для города, области и страны, главы перечисленных субъектов проигнорировали совмещенный праздник. Возможно, это было связано с тем, что все три повода являются в разной степени надуманными. Генеральному директору ОАО «АВТОВАЗ» Игорю ЕСИПОВСКОМУ (на фото) и председателю совета директоров Владимиру АРТЯКОВУ не удалось привлечь на торжества ни президента РФ Владимира ПУТИНА, ни премьер-министра РФ Михаила ФРАДКОВА, ни главу Минпромэнерго Виктора ХРИСТЕНКО, ни губернатора Константина ТИТОВА, ни мэра Николая УТКИНА.

Три в одном

20 июля 1966 г. было подписано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве завода по производству легковых автомобилей» в г. Тольятти. Само строительство началось в январе 1967 г. Первый автомобиль сошел с конвейера лишь в апреле 1970 г. Поэтому 40-летний юбилей, с помпой отпразднованный в конце прошлой недели, можно считать юбилеем принятого ЦК КПСС и Совмином постановления, а не чего-то материального.

Что касается 25-миллионного автомобиля, то здесь вообще представители ФГУП «Рособоронэкспорт» продемонстрировали неуемную любовь к круглым цифрам. Дело в том, что предыдущий вазовский миллионник сошел с конвейера АВТОВАЗа 31 августа 2005 г. Он был по счету 23-м. Получается, что новые руководители АВТОВАЗа лишили его возможности отпраздновать выпуск 24-миллионного автомобиля. В среднем 1 млн. автомобилей АВТОВАЗ выпускает примерно за полтора года. То есть 25-миллионник должен был сойти с конвейера при нынешних объемах выпуска не раньше начала лета 2008 г. Это если считать так, как это делалось до Рособоронэкспорта. Однако при подготовке к торжествам было решено сосчитать и те автомобили, которые были собраны во всем мире из отгруженных АВТОВАЗом автокомплектов. Получилось ровно 25 млн.

Между тем самым надуманным поводом для торжеств можно считать церемонию закладки первого камня в основание нового механосборочного завода. Обычно это совмещается с началом строительных работ. На АВТОВАЗе не стали дожидаться даже утверждения проекта будущего завода. «Конечно, обычно это приурочивают к началу строительных работ, а не к началу проектно-изыскательских, но поскольку мы уже на этой земле, то решили это дело обозначить», — пояснил причину поспешности в деле закладки камня заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Максим Нагайцев.

VIP-персона из Госдумы

Гостей вазовского торжества не могло не удивить синхронное отсутствие первых лиц всех уровней власти. Официальный АВТОВАЗ ожидал увидеть у себя в гостях премьер-министра РФ Михаила Фрадкова. Визит президента РФ Владимира Путина не подтверждался, но и не исключался. Но в Москве случилось заседание Госсовета, и АВТОВАЗ лишился возможности услышать поздравления не только лично от Фрадкова, но также и от губернатора Константина Титова. Он также был вынужден отправиться в Москву для участия в Госсовете. Путин в этот день готовился к неформальному саммиту лидеров СНГ, в программе которого предусмотрено участие в традиционных «Скачках на приз президента РФ». Мэр Тольятти Николай Уткин находился в отпуске.

На фоне такой занятости первых лиц субъектов власти среди пожелавших посетить вазовский юбилей не нашлось никого более представительнее, чем депутат Государственной думы Александр Хинштейн. На церемонии он был представлен как заместитель главы комитета Государственной думы по промышленности. За какие именно заслуги в сфере промышленности обозреватель газеты «Московский комсомолец» Александр Хинштейн получил эту должность, лучше всего, наверное, осведомлены в аппарате фракции «Единая Россия» в Госдуме. Однако известно, что он принимал активное участие в организации информационного сопровождения предвыборной кампании президента РФ Владимира Путина в 2004 г. Высокую лояльность к нему он сохраняет до сих пор. ФГУП «Рособоронэкспорт» считается наиболее близкой Путину компанией. Ее нынешние руководители Сергей Чемезов (гендиректор) и Владимир Артяков (замгендиректора) работали под непосредственным руководством Путина еще во времена, когда тот являлся заместителем начальника управления делами президента РФ Бориса Ельцина. О том, что Хинштейн прибыл на АВТОВАЗ как старый знакомый Артякова, свидетельствовало не только его поведение вблизи председателя совета директоров, но также и то, что при разрезании ленточки ему было дозволено стоять между Есиповским и Артяковым.

Противостояние интересов

Тем не менее есть вполне прагматичное объяснение тому, что ни Фрадков, ни Путин не нашли времени почтить своим вниманием АВТОВАЗ. Накануне юбилейных торжеств правительство РФ воспрепятствовало принятию решения, позволившего АВТОВАЗу получить средства на развитие из федерального бюджета. Минэкономразвития, возглавляемый Германом Грефом, в середине июля заблокировало выделение АВТОВАЗу 50,48 млрд. р. в рамках федеральной целевой программы «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.». Дело в том, что глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин (член совета директоров ОАО «АВТОВАЗ») предложил внести в эту программу подпрограмму «Прогрессивные технологии создания автотранспортных средств нового поколения», разработанную совместно с институтом НАМИ. Но, как отмечают «Ведомости», предложенная Роспромом и НАМИ подпрограмма не понравилась Грефу. В связи с чем на одном из заседаний межведомственной комиссии при правительстве РФ подпрограмма была вычеркнута из состава целевой программы. Было предложено сделать эту подпрограмму ведомственной, но это требует времени на очередной круг согласования. Что может затянуть ее утверждение и соответственно лишить автопроизводителей денег, в том числе и в будущем году. Решение Грефа лишь подчеркнуло факт существования в правительстве РФ двух группировок лоббистов, имеющих разные взгляды на использование бюджетных средств в поддержке российского автопрома. Визит первых лиц государства на АВТОВАЗ мог быть расценен заинтересованными наблюдателями как политический шаг одобрения позиций одной из сторон.

Комментарии

Максим НАГАЙЦЕВ, заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ»

- Существует информация, что по новому механосборочному заводу сейчас еще даже нет проекта ?

- Проект на самом деле уже есть. Даже несколько вариантов. Мы обсуждаем, какой из них реализовывать. Проектные работы включают в себя две стадии. Это проектно-исследовательские работы на участке и проектно-расчетные работы по расчету такта выпуска, производительности, состава оборудования. Нужно, чтобы наше проектное управление согласовало проект с компаниями — поставщиками оборудования, потому что оборудование будет поставляться из-за рубежа.

- На каком этапе вы сейчас находитесь ?

- Утвержденного проекта, естественно, нет, но проект на 80% наполнен материалом.

- А что по участку?

- Участок приобретен. Ведутся по нему сейчас проектно-изыскательские работы. Снимается сейчас состав грунта, собираются необходимые данные.

- Какая площадь участка ?

- Не помню. Но знаю, что больше, чем надо для строительства завода.

- Когда планируется утвердить проект завода?

- До конца года.

Игорь ЕСИПОВСКИИ, генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ»

- Назовите основные параметры будущего механосборочного завода...

- По количеству двигателей мы ориентируемся на 660 тыс. Планируется пустить две линии по 330 тыс. двигателей в год. Я думаю, что до конца этого года мы разрешим основные технические проблемы, связанные со строительством завода. Все будет зависеть от того, какую конфигурацию будет иметь этот завод, какой модельный ряд двигателей он будет выполнять. То ли это будет узкий ряд, то ли универсальный завод, который сможет выпускать двигатели — от малолитражных до дизельных на одной линии, — это главное. Сейчас идет экономический обсчет.

- Как обстоят дела с решением о строительстве нового сборочного завода?

- Над проектом сборочного завода тоже работаем, но последовательность такая: сначала создание нового механосборочного производства, затем сборочного. Я думаю, что более конкретно об этом можно будет говорить не ранее сентября.

Александр ПРОНИН, первый заместитель генерального директора ОАО «АВТОВАЗ»

- Каким образом вы планируете выстраивать работу с сервисно-сбытовой сетью?

- Мы приняли решение укреплять свои дочерние сервисно-сбытовые предприятия. «Элекс-полюс» — одно из наиболее подготовленных для этого предприятий. АВТОВАЗ в нем владеет контрольным пакетом. Готовим для этого целую программу. Мы будем собирать все наши «дочки». Будем создавать мощную фирменную сеть, которая будет держать не меньше 25% рынка.

- Но у АВТОВАЗа уже существует функционирующая дилерская сеть. Чем она не устраивает?

- Получилось, что АВТОВАЗ подтянул чужих дилеров, бизнесом которых он не владеет, а своя дилерская сеть оказалась разрушенной. Из нее очень много чего было выведено. Сейчас мы проводим работу по возврату выведенных ранее активов. К этой работе привлечены юристы. То есть сейчас мы собираем то, что еще можно собрать.

- Чего вы этим добьетесь ?

- Нужно ликвидировать «перекрестки», то есть сейчас на одной территории может работать большое количество мелких дилеров. От этого нужно уходить. Над реорганизацией УРП будем думать. Может, будем укрупнять структуру по количеству федеральных центров. Варианты пока в проработке.