Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (374) | 6 июня 2011г.
 

Не тот профиль

В успешности системы образования в Сызрани появились сомнения

Вероника Синицына

3 июня руководителем Западного управления Министерства образования и науки Самарской обл. Юлией АЛЕКСАНДРОВОЙ были обозначены перспективы общеобразовательного процесса в Сызрани. Речь идет о реструктуризации сети образовательных учреждений, реализации программ профильного обучения. Мероприятия запланированы с целью оптимизации образовательного процесса. Эти направления работы управления вызывают ряд вопросов.

Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783 была утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Согласно ей профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим... создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями».

По данным «Итогов социально-экономического развития г.о. Сызрань за 2010 г.», предпрофильная подготовка организована во всех общеобразовательных учреждениях Сызрани. Профильное обучение организовано на старшей ступени общего образования в 15 школах города. В их числе и средняя общеобразовательная школа №10, директором которой ранее была Юлия Александрова.

В 2010-2011 учебном году три школы участвовали в эксперименте по организации профильного обучения по индивидуальным учебным планам. Среди целей эксперимента назывались профессиональная ориентация учащихся, обеспечение их адаптации к рынку труда и предоставление возможности спроектировать будущее. На реализацию эксперимента было выделено дополнительное финансирование из областного бюджета.

По сведениям Западного управления, дополнительное финансирование позволило делить классы на подгруппы для усиления практической направленности преподавания дисциплин, а также увеличить количество вариантов программ обязательных предметов, обеспечить дифференцированный подход к обучению.

К бывшей школе Александровой также имеются вопросы
К бывшей школе Александровой также имеются вопросы

Юлия Александрова сообщила «Хронографу»: «В 2010-2011 г. охват профильного обучения составлял 1381 человек (75,71% от общего количества обучающихся на старшей ступени общего образования). В 2010 г. лучшие результаты ЕГЭ по математике, литературе, биологии, истории, химии и др. показали обучающиеся, охваченные профильным обучением. 65,1% выпускников 11-х классов, обучавшихся в классах с профильным изучением отдельных предметов, поступили в учреждения профессионального образования по профилю обучения на старшей ступени общего образования».

Между тем деятельность Западного управления по профильному образованию вызвала вопросы у депутатов Сызранской городской думы (СыГД). 12 мая на заседании комитета по социальной политике под руководством Ильдуса Гильманова депутаты поставили под сомнение необходимость такого рода образовательных программ. По информации сайта СыГД, депутаты «...не видят особого смысла в этой работе, т.к. школьники не получают рабочей специальности в своих учебных заведениях». Кроме того, депутаты указали на то, что «выпускники профессиональных учебных заведений зачастую вообще не могут трудоустроиться». СыГД предложила Западному управлению предоставить конкретную информацию по специальностям, которые сегодня могут получить школьники в образовательных учреждениях. Судя по всему, профильное образование предусматривает лишь теоретическую подготовку школьников и не предполагает получение какого-либо начального профессионального образования.

Вопросы общественности вызвал и план Западного управления по реструктуризации общеобразовательной сети Сызрани. В соответствии с ним запланировано изменить вид трех общеобразовательных учреждений Сызрани. Это школы № 23, 34, 39. Их переведут в основные общеобразовательные школы путем сокращения старшей ступени (10-11 кл.).

По информации Западного управления, необходимость изменения вида учреждений вызвана рядом причин. Это снижение общего количества обучающихся в данных школах, уменьшение количества учеников на старшей ступени и невозможность реализации профильного обучения. К этим причинам также относятся низкие показатели ЕГЭ. Наблюдатели полагают, что социальные последствия реализации данного плана могут быть весьма предсказуемы. Так, сокращение в свое время дошкольных учреждений привело к возникновению социальной проблемы, связанной с нехваткой мест в детских садах.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Юлия АЛЕКСАНДРОВА, руководитель Западного управления Министерства образования и науки Самарской обл.

- Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень именно общего образования и не должна подменять собой учреждения профессионального образования. План мероприятий по реструктуризации общеобразовательной сети округа в 2011 г. не предусматривает сокращения количества школ в г.о. Сызрань.

Юрий КОБЯКИН, глава администрации г.о. Сызрань

- Западное управление Министерства образования и науки Самарской обл. выступило с предложениями по оптимизации и эффективному использованию образовательных ресурсов на территории г.о. Сызрань. В настоящий момент данные предложения находятся в стадии обсуждения.