Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (373) | 30 мая 2011г.
 

Мертвая программа

Благодаря прошлой администрации сегодня мэрия не справляется с ритуальной сферой

Сергей Ромашов

19 мая была озвучена информация о низком проценте исполнения в I кв. 2011 г. в Самаре целевой программы «Развитие сферы ритуальных услуг». Случилось это в ходе заседания комитета по экономике Думы г.о. Самара (ДГОС). Самарцы стали заложниками грандиозных планов экс-мэра города Виктора ТАРХОВА. Сегодня строительство крематория и реконструкция городских кладбищ больше похожи на утопию, чем на выполнимую задачу.

В настоящее время на территории г.о. Самара складывается критическое положение с захоронениями умерших граждан. Из имеющихся 16 городских кладбищ массовые захоронения производятся только на кладбище «Рубежное». На остальных объектах производятся подзахоронения в родственные могилы и родственные ограды. Начиная с середины 80-х гг. прошлого века в г.о. Самара не было построено ни одного нового кладбища.

В 2008 г. Виктор Тархов обратил на эту проблему самое пристальное внимание. Уже в 2009 г. в городе стартовала целевая программа «Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в г.о. Самара» на 2009-2025 гг., утвержденная постановлением ДГОС от 25 сентября 2008 г. Проект предусматривает строительство новых кладбищ, реконструкцию действующих кладбищ города и их расширение. Кроме того, планировалось строительство крематория на территории города, а также выполнение комплекса работ по повышению уровня благоустройства мест погребений — кладбищ. Общий объем финансирования программы на весь период ее действия составляет 3,3 млрд р., из них за счет городского бюджета -2,1 млрд р.

Главный объект программы — это крематорий. Его начали строить на территории кладбища «Рубежное» еще в марте 1995 г. Но в 2003 г. строительство было прекращено из-за отсутствия финансирования. Поэтому возобновление строительства крематория имеет первостепенное значение в данной программе. Однако на сегодняшний день никакие работы по объекту не ведутся. Предполагалось, что возводить здание крематория будет муниципальное предприятие (МП) «Спецкомбинат ритуальных услуг», которое выиграло соответствующие торги и заключило контракт с департаментом строительства и архитектуры (ДСиА). Однако позднее аукцион был признан незаконным и контракт пришлось расторгнуть.

Тем не менее программа предусматривает и другие цели. Не менее важной задачей является реконструкция и расширение существующих кладбищ. Но в I кв. 2011 г. бюджетные средства по данному направлению не расходовались по множеству причин.

К примеру, кладбище «Рубежное». 11 августа 2009 г. состоялся аукцион на выполнение строительно-монтажных работ по данному объекту. Торги выиграло ООО «Трест-27». По состоянию на 31 марта 2011 г. подрядной организацией не было проведено никаких работ. По словам руководителя департамента потребительского рынка и услуг Валерия Моргунова, подрядчик просто исчез.

Другой пример: реконструкция кладбища «Сорокины Хутора». Работы должен был выполнить Спецкомбинат ритуальных услуг. Но решением ДГОС от 15 июля 2010 г. было установлено, что земельный участок, расположенный под кладбищем, находится сразу на двух территориальных зонах:

К1 — зоне кладбищ и Р2 — зоне естественного природного ландшафта и зеленых насаждений. Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности земельного участка только к одной зоне. Поэтому строительство по данному объекту невозможно.

С одной стороны, вину за неисполнение программы можно было возложить на подрядные организации или на действующее законодательство. Но чиновники мэрии признают, что в большей степени подобные результаты стали следствием колоссальных объемов работ, которые запланировал Тархов. Гораздо эффективнее было бы направить силы на какой-то конкретный объект и отработать его, чем заниматься всеми пунктами программы сразу. Сегодня исполнить программу в том виде, в каком она прописана в документации, не представляется возможным.

Комментарии

Валерий МОРГУНОВ, руководитель департамента потребительского рынка и услуг мэрии Самары

- Причин низкого исполнения программы в I кв. 2011 г. множество. Где-то подвела подрядная организация, где-то сорвались торги. Но прежде всего нужно отметить, что программа формировалась в 2009 г. Мы стали заложниками грандиозных планов прежней администрации, которая поставила невыполнимые на сегодняшний день задачи.