Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (372) | 23 мая 2011г.
 

Чужое беречь невыгодно

Снабдить школы и детсады приборами учета будет непросто

Евгения Андросова

108,6 млн р. требуется на установку приборов учета (ПУ) энергоресурсов во всех муниципальных учреждениях г. о. Тольятти, где таковые отсутствуют. Однако данные мэрии и ресурсоснабжающих организаций о наличии ПУ в конкретных учреждениях расходятся. Расходятся и представления о том, должен ли в данном вопросе быть единый заказчик и один крупный подрядчик или нет. Чиновники во главе с заместителем мэра г. о. Тольятти по социальным вопросам Ириной КОЧУКИНОЙ настаивают на том, чтобы каждое из 240 учреждений проводило тендер самостоятельно. Такой подход уже продемонстрировал весьма плачевные итоги.

Напомним, что 20 апреля Дума г. о. Тольятти (ТГД) утвердила пакет поправок в бюджет города. В итоге решили 108,6 млн р. в этом году направить на установку ПУ энергоресурсов в муниципальных учреждениях Тольятти. Приборы поставят на 240 объектах. Основная масса учреждений подведомственна структурам заместителя мэра по социальным вопросам Ирине Кочукиной. Так, в учреждениях управления физической культуры и спорта установка ПУ планируется на 17 объектах на сумму 4,2 млн р., в учреждениях департамента культуры -на 16 объектах на 4,3 млн р., в департаменте здравоохранения — на 7 объектах на 22,6 млн р. Но самый большой объем средств предстоит освоить департаменту образования. ПУ будут поставлены в 122 школах и детских садах на сумму 51,3 млн р. Кроме того, предстоит оприборить 48 садов АН О «Планета детства «Лада». На это потребуется еще 19,7 млн р.

Эти данные получили в результате якобы специально проведенной инвентаризации. Департаментом городского хозяйства совместно с профильными департаментами была проведена инвентаризация учреждений на предмет выявления учреждений, в которых необходимо установить ПУ. По ее итогам в ТГД была представлена сводная таблица. Однако уже в ТГД вдруг выяснилось, что данные инвентаризации мэрии, проведенной чиновниками, и информация ресурсоснабжающих компаний о наличии ПУ в муниципальных объектах не совпадают.

«По некоторым объектам Комсомольского р-на у нас несоответствие. По нашим данным, приборы стоят. Более того, нашей организацией расчеты проводятся по этим приборам и акты подписываются муниципальным учреждением.

Толъяттинские чиновники избирательно подходят к работе в рамках программы энергосбере
Толъяттинские чиновники избирательно подходят к работе в рамках программы энергосбере

Но почему-то, по информации мэрии, этих приборов нет», — сообщил директор по экономике и финансам ОАО «ПО КХ г. о. Тольятти», депутат ТГД Алексей Бузинный. С его слов также стало известно, что о факте проведения этой инвентаризации ресурсоснабжающие организации узнали только после поступления документов с ее итогами в ТГД.

Собеседник «Хронографа», близкий к ситуации, отметил, что во многих детсадах и школах ПУ устанавливались на средства спонсоров или на т. н. благотворительные взносы родителей. Таким образом, эти приборы могут быть как бы неучтенными в департаменте, ведь на их установку бюджетных средств не выделялось. Если представить ситуацию, что в таком учреждении установкой ПУ теперь еще и за бюджетный счет будет заниматься близкая к заказчику компания, то руководству учреждений останется только подписать акт о проведенных работах, но перед этим составить технические параметры заявки на торги по определению подрядчика так, чтобы они полностью совпадали с параметрами уже имеющегося на объекте ПУ.

В пользу именно такого развития событий говорит то, что подконтрольные Кочукиной чиновники почему-то не хотят, чтобы мэрия выступала единым заказчиком на установку ПУ. Данный вариант предполагает, что установкой ПУ могла бы заняться одна крупная компания либо несколько крупных, в зависимости от количества лотов. В таком случае нести ответственность за качество и своевременность установленных ПУ будет дорожащая своей репутацией организация, а не несколько десятков фирм-однодневок. Однако чиновники во главе с Кочукиной настаивают на том, чтобы каждое из 240 учреждений самостоятельно проводило тендер. Причины такой мотивации лежат на поверхности. Однако такой вариант освоения средств уже становился предметом критики. Достаточно вспомнить почти хаотичную акцию по замене окон в образовательных учреждениях Тольятти в конце 2009 г. В разных учреждениях компании ставили окна по разным ценам.

В ряде случаев удалось проследить аффилированные связи между поставщиком услуги и организатором тендера. Причем некоторые компании так и не приступили к работе. Возникли серьезные вопросы и по гарантийному ремонту (см. «Хронограф» №8 (317) от 09.05.10). Допустить подобной ситуации с приборами учета намного опаснее. В случае срыва работ или их некачественного исполнения объект может оказаться не готов к началу отопительного сезона.

Работа по установке ПУ ведется в рамках ФЗ №261. Установка приборов учета, как для органов власти, так и для всех бюджетных учреждений, а также проведение обследования энергоэффективности должны были пройти еще в 2010 г. (см. «Хронограф» №42 (306) от 07.12.09). Часть жилого фонда города действительно была оприборена. Муниципальные учреждения установка счетчиков в 2010 г. по непонятным причинам не коснулась. Крайний срок мероприятий — начало нового отопительного сезона. После эта работа будет уже неактуальной до следующего сезона. Соответственно, федеральные сроки будут сорваны.

Однако затягивание сроков скорейшего оприборивания вполне могло иметь у чиновников мэрии еще одну мотивацию: наличие ПУ не позволяет производить оплату коммунальных ресурсов из расчета по нормативам. На основании этого управляющие компании, обслуживающие жилфонд, рассчитываются с поставщиками ресурсов исключительно по показаниям общедомовых ПУ. Однако даже несмотря на это, проблема дисбаланса существует, а мэрия постоянно ищет пути ее решения. Направлять деньги на субсидирование дисбаланса при наличии ПУ практически невозможно. В этой связи на выручку мэрии приходит отсутствие ПУ на большом количестве объектов муниципальных учреждений. В результате закрывать долги перед поставщиками в целом (как по жилому фонду, так и по муниципальным объектам) можно путем выплат из бюджета по нормативам потребления по муниципальным учреждениям, которые, конечно же, намного превышают фактическое потребление. Скорейшее оприборивание муниципальных учреждений лишило бы возможности такой работы с бюджетными деньгами.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.