Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (372) | 23 мая 2011г.
 

Бенефициары утилизации

Больше всех на помощи правительства заработала ранее подконтрольная Группе «СОК» компания

Илья Казаков

6 мая на сайте Министерства промышленности и торговли РФ появились приказы о финансировании в апреле и мае программы автоутилизации. Это позволило экспертам «Хронографа» проанализировать ход выделения Минпромторгом средств дилерам. Оказалось, что лидером по освоению средств программы в Самаре является пул дилеров, еще совсем недавно официально контролируемых Группой «СОК» Юрия КАЧМАЗОВА.

Примечательно, что вплоть до 6 мая данных по выделению средств на автоутилизацию не было. Они появилисссь только в канун приезда премьер-министра Владимира Путина в Тольятти 11 мая. Также пропали данные по объему реализации автомобилей. Это дает основание говорить о том, что в последнее время ОАО «АВТОВАЗ» под реализацией подразумевает не продажу конечному покупателю, а лишь продажу дилерам. Таким образом, АВТОВАЗ может формировать себе красочную отчетность. Отчасти подобные выводы подтверждаются тем, что во всероссийских лидерах по утилизации находятся такие компании, как ОАО «Иж-Лада», ОАО «Саратов-Лада», башкирский ООО «Уфа-АВТОВАЗ», ОАО «Кубань-Лада» — т.е. дилеры, входящие в холдинг ОАО «Лада-Сервис», контролируемый заводом. Подобные компании в отличие от частных структур могут позволить себе не подкрепленные спросом поставки на склад. Дилеры, не связанные с заводом, едва ли могут так серьезно наращивать фактически дебиторскую задолженность.

По-другому достаточно трудно объяснить, почему в Самаре 78,1% субсидий по программе утилизации пришлось на ОАО «Самара-Лада», на 70,833% контролируемое «Лада-Сервис». Раньше эту долю держал АВТОВАЗ. Относительно держателей остальной части акций информация не раскрывается, однако с 90-х гг. «Самара-Лада» всегда считалась подконтрольной Группе «СОК» Юрия Качмазова.

Топ-менеджер группы Александр Наметкин и симпатизировавший ей Юрий Логойдо с 2001 по 2009 гг. осуществляли оперативное управление компанией. Связи с ГК источники «Хронографа» приписывают и нынешнему гендиректору ОАО «Самара-Лада» Евгению Семенову. Аналитики отмечают, что СОК намеренно никогда не планировал брать дилера под прямой контроль. На мажоритарного акционера «Самара-Лада» ложится бремя уплаты налогов на имущество, его содержание, работа с клиентами. По мнению аналитиков, группу всегда интересовали обороты бизнеса, которые мог обеспечить поток автомобилей. Ведь, например, в «Самара-Ладу» эти автомобили идут с завода по внутренним ценам.

Параллельно вокруг «Самара-Лады» действует костяк компаний, близких группе вроде ООО «Самара Алма-Атинская Центр», ООО «Верона», ООО «Виктория» (ликвидирована 31 декабря 2010 г.). Учредителем этих компаний является ООО «Актив», возглавляемое вице-президентом Группы «СОК» Юрием Амелиным. Не исключено, что поставляемые в «Самара-Ладу» автомобили через эти структуры уходят в автосалоны, известные Амелину. Эксперты считают, что это может позволить «Самара-Ладе» разгружать склады от заводских поставок быстрее. В ходе реализации в салонах СОКа на автомобили ставится дополнительное оборудование, которое, вероятно, не учитывается в кассе «Самара-Лады». Становится ясна взаимовыгодная причина взаимодействия группы и завода даже после открытых «похорон» СОКа и объявления менеджеров группы в розыск. Примечательно, что СОК неплохо заработал на утилизации и в собственных автосалонах. Компании Группы «СОК» — дилеры LADA ООО «Перспектива-Н» и ООО «Автосалон на Ипподроме», дилер Peugeot ООО «Самарские автомобили Юг», дилер Citroen ООО «Виват-Авто», продавец Cadillac, Opel, Chevrolet ООО «Альфа-Сервис» и дилер Ford ООО «Самара-Моторс Юг», освоили еще 4,56% средств по автоутилизации Самары.

На том же уровне выступает и входящий в промышленную группу «Автоком» Вячеслава Малеева дилер LADA- ООО «Гэмбл». Неплохо показали себя дилеры Renault — ООО «Автоповолжье» и представитель федеральной сети дилерских центров «Автомир» — дилер Skoda ООО «Автомир Богемия Самара». Сопоставимые объемы показали также относимый аналитиками к наследию ГК «Веха» дилер ОАО «Ульяновский автозавод» ООО «Эхо-Н». Из активов «Вехи» в число дилеров, участвующих в утилизации, также вошло ООО «АвтоДом ГАЗ» (0,15%). Примечательно, что без серьезной поддержки в городе низкие показатели показывает компания тольят-тинской группы ЗАО «Пурпе» Хафизуллы Муталапова. Автосалон ООО «Флагман», торгующий в Самаре также Chevrolet и Opel, как и соковский «Альфа-Сервис», смог реализовать лишь три сертификата на покупку авто по утилизации.

Подводя общий итог, можно сделать вывод о том, что в фаворе программы утилизации остаются продавцы отечественных автомобилей. Однако быть просто дилером LADA недостаточно. Получить максимум от программы утилизации можно, лишь имея множество точек сбыта продукции и доступ к каналам поставок авто по заводской цене.