Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (371) | 16 мая 2011г.
 

Мираж Дерипаски

«Авиакор» может не успевать выполнять заказы

Илья Казаков

11 мая стало известно, что ОАО «Авиакор — авиационный завод» может получить крупный заказ на производство регионального лайнера АН-140. Речь идет о заказе десяти самолетов грузовой версии для Министерства обороны РФ. График поставок предполагает прием в эксплуатацию первых самолетов уже в текущем году. Переговоры сейчас находятся в заключительной стадии подписания. Следом за Минобороны могут появиться заказы и от других ведомств. Однако аналитики сомневаются в том, что это поможет вывести завод Олега ДЕРПИАСКИ (на фото) из затяжного кризиса. Предприятие может просто не справиться с большим объемом работы.

Переговоры о поставках Ан-140 между «Авиакором» и Минобороны велись с начала разработки проекта федеральной целевой программы о развитии оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2020 г. По мнению аналитиков, они были нелегкими для авиастроительного предприятия. Потенциальный заказчик якобы настаивал на том, что АН-140 не может быть включен в программу вооружений, поскольку разработчик этой машины — АНТК «Антонов» — украинское предприятие. Единственным поставщиком элементов фюзеляжа судна является также украинское предприятие. Кроме того, сам «Авиакор» не входит в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию (OAK), а принадлежит холдингу ОАО «Русские машины» бизнесмена Олега Дерипаски.

Эксперты напоминают, что не на пользу отношениям Дерипаски и правительства РФ пошел провал переговоров по вхождению «Авиакора» в структуру OAK. Несмотря на длительные переговоры, стороны пока не смогли достичь согласия по финансовой стороне вопроса и формату сделки. Камнем преткновения стала значительная задолженность завода, которая, по данным источников «Хронографа», превышает 20 млрд р. Это ощутимо снижает привлекательность предприятия, однако Дерипаска, по данным источников «Хронографа», это обстоятельство в переговорах о цене якобы игнорирует.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, фаворитом Минобороны в нише легких транспортных самолетов длительное время считался ИЛ-112. Именно эту машину уже заявляли как участника программы вооружений, на которую до 2020 г. правительство РФ планирует потратить 19 трлн р. Однако пока этот самолет, по сути, является лишь проектом — на сегодня не изготовлено ни одного опытного образца. Доработка проекта до действующей машины оценивается в $30 млн. Как считают аналитики, именно фактор готовности проекта сыграл ключевую роль при принятии решения в пользу АН-140.

По меркам отечественного авиапрома, контракт на десять самолетов является достаточно крупным. Безусловно, контракт с оборонным ведомством позволит поправить свои дела самарскому предприятию. Однако, по мнению аналитиков, вывести завод из тяжелого финансового кризиса вряд ли способен не только такой, но и гораздо более крупный заказ. Огромные долги предприятия постоянно растут, поскольку в основном это банковские кредиты.

Для выхода на рентабельную работу авиазавода в будущем необходимо обеспечить ему загрузку на уровне около 12-15 самолетов в год. Возможно, что вслед за военными заказ на самарский самолет разместят и другие силовые ведомства. Однако эксперты сомневаются, что «Авиакор» на данном этапе сможет выполнить заказ подобного масштаба. Реальная мощность завода сейчас, по мнению экспертов, два-три самолета в год.

Генеральный директор ОАО «Авиакор — авиационный завод» Алексей Гусев неоднократно заявлял, что завод имеет в штате ровно столько человек, сколько имеет заказов. Быстро найти необходимое количество квалифицированных кадров, как и обучить неквалифицированные, в данной сфере не получится. Кроме того, сокращение издержек, по данным источников «Хронографа», заставляло руководство завода последние годы консервировать оборудование и помещения. Расконсервирование, закупка оборудования, создание новых рабочих мест — это серьезные инвестиции, и едва ли здесь обойдется без дополнительных затрат и, соответственно, появления новых долгов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

АН-140 — украинский региональный грузопассажирский самолет, разработанный АНТК «Антонов». Предназначен для пассажирских и грузопассажирских перевозок на расстояние до 3700 км. АН-140 разрабатывался как замена морально и физически устаревшим самолетам АН-24 и АН-26. Самолет серийно производят Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) на Украине, самарский «Авиакор» в России, а также авиазавод в Иране.