Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (368) | 25 апреля 2011г.
 

Иллюзия борьбы со злом

Активность депутатов в алкогольном вопросе прикрывает мотивы участников рынка

Иван Григорьев, Сергей Ромашов

На прошлой неделе в Думе г.о. Самара (ДГОС) шли дискуссии по поводу определения территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. 18 апреля Общественный совет Самары рекомендовал депутатам не разрешать торговлю напитками крепостью свыше 15° ближе чем за 200 м до социально значимых объектов. 19 апреля инициативу совета повторно поддержал комитет ДГОС по экономике. Однако 21 апреля алкогольное лобби добилось отсрочки принятия невыгодного для себя решения. Думские слушания с участием всех заинтересованных лиц были перенесены на 20 мая. Многое сегодня говорит в пользу того, что борьба за ограничительные меры в Самаре — всего лишь видимая часть конфликта, которая исчезнет сразу, как только участники самарского алкогольного рынка сумеют договориться.

Общественность возбудилась

Как сообщалось ранее, допустимое расстояние между границами территорий, прилегающих к социально значимым объектам, и помещениями, используемыми для розничной продажи алкогольной продукции, должно было быть определено до конца апреля в ходе дополнительной проработки (см. «Хронограф №13 (366) от 11.04.11). Первым свои рекомендации депутатам предстояло выдать общественному совету при ДГОС. 18 апреля перед членами совета выступил и.о. руководителя департамента потребительского рынка (ДПР) администрации Самары Валерий Моргунов.

Моргунов пояснил, что по запросу ДГОС ДПР провел анализ влияния изменения расстояний от установленных мест массового скопления граждан до входа в точки розничных продаж алкоголя на деятельность малого и среднего бизнеса, а также на уровень безработицы. Из его доклада следовало, что после расширения решением ДГОС от 30 марта 2011 г. перечня социально значимых объектов при сохранении расстояний от их границ до мест реализации крепкой алкогольной продукции 200 (220) м в ДПР стали поступать обращения от предпринимателей. Бизнесмены просили снизить ограничительные расстояния. Параллельно в ДПР поступило письмо от президента Самарской алкогольной ассоциации (САА) Сергея Баринова, содержавшее обоснование необходимости снижения размеров прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкоголя.

Однако ДПР не стал внимать доводам САА и провел собственное исследование на территории Советского р-на, признанного среднестатистическим в плане расположения многоквартирных домов и объектов потребительского рынка. Выяснилось, что в Советском р-не 246 точек розничной реализации крепкого алкоголя. При сохранении ограничительных расстояний в 200 (220) м под запрет, по расчетам ДПР, попадает только 62% точек, а при снижении ограничений до 50 (70) м — всего 13%. Эти данные заметно разнятся с выкладками САА. Если верить Баринову, то при первом варианте, правда, в пересчете на территорию всего города, под запрет попадет уже 96% точек, а при втором — 74%. Это дает повод предположить, что Моргунов и Баринов выступают лоббистами разных центров влияния. Так, по мнению Моргунова, никакого передела рынка алкогольной продукции в случае оставления максимальных расстояний не ожидается, потому что у большинства игроков еще есть действующие лицензии от 2006 г., отозвать которые нельзя. «Вопрос больше касается тех, кто будет продлевать лицензию либо получать ее заново», — заключил Моргунов. На это Баринов заявил, что около 600 торговых точек в Самаре не смогут продлить действие своих лицензии уже в июле 2011 г. именно по причине окончания их срока.

В результате прений общественный совет практически единогласно рекомендовал ДГОС оставить ограничительные расстояния на уровне 200 (220) м. Против голосовало двое членов совета. Один из них — несостоявшийся депутат ДГОС V созыва Алексей Авдеев, шедший на выборы в составе общественного движения главы группы компаний «Мико» Александра Милеева «За Самару».

Экономисты – против

Обсуждение алкогольного вопроса продолжилось 19 апреля на заседании комитета по экономике. Расчеты мэрии вновь разошлись с данными, озвученными САА. По мнению последней, в Самаре насчитывается 1622 объекта с действующей лицензией на розничную торговлю алкогольной продукцией. Первый же вице-мэр Юрий Ример заявил, что крепкие спиртные напитки можно приобрести в 1998 точках. Сергей Баринов настаивал на низкой эффективности ограничительных мер, в т.ч. в плане объема налоговых поступлений в муниципальный бюджет. Валерий Моргунов в свою очередь пояснил, что динамика продаж в случае сохранения существующих нормативов по расстоянию, скорее всего, сильно не изменится. Точки, торгующие алкоголем, с точки зрения мэрии, обычно реализуют весь спектр потребительских товаров, а желающему купить крепкий алкоголь не составит труда пройти лишние 150 м. Снижение собираемости налогов спрогнозировать достаточно сложно, но даже если это произойдет, потери бюджета будут незначительны.

Близкий к движению «За Самару» депутат Александр Гусев выступил с предложением о введении дифференцированных ограничений в зависимости от вида социально значимого объекта и обратил внимание коллег на то, что прежде всего необходимо навести порядок с несанкционированной торговлей. Однако его инициативу не поддержали. Члены комитета сошлись во мнении, что в законе, направленном на оздоровление нации, поблажек отдельным муниципальным образованиям допускать нельзя, а потому расстояние в 50 (70) м, предложенное мэрии производителями алкоголя, явно занижено. Кроме того, председатель комитета Александр Карпяк отметил, что нет смысла иметь большой бюджет, если в Самаре не будет населения. Депутат Роман Степаненко добавил, что экономического обоснования потерь, которые бюджет может понести при сохранении действующих ограничений, нет. В итоге комитет постановил не сокращать территории, в границах которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции. Вопрос стал дожидаться думских слушаний.

Мечты сбылись

По замыслу модераторов установки допустимых расстояний между социально значимыми объектами и точками продаж крепкого алкоголя, окончательное решение после прохождения думских слушаний должно было быть принято на очередном заседании ДГОС, намеченном на 26 апреля. На слушания 21 апреля ожидали мэра Самары Дмитрия Азарова и гостей из Самарской губернской думы — спикера Виктора Сазонова и председателя комитета по промышленности, связи и торговле Олега Борисова. Визит последних планировался якобы в связи с тем, что обращение производителей алкоголя встретило понимание в региональном парламенте. Однако в четверг алкогольное лобби наверняка предпочло отсрочить принятие, вероятно, невыгодного для себя решения. Слушания официально были перенесены на 20 мая. По словам собеседника в ДГОС, перенос случился из-за недостаточной проработанности вопроса. «Сокращение расстояний должно обсуждаться на разных уровнях, различными общественными организациями, молодежным парламентом, пройти более детальное изучение в мэрии, у которой еще нет официального заключения по данной теме, — пояснил источник. — Делать поспешные выводы и принимать решение сейчас просто нецелесообразно».

Подобный прецедент позволяет сделать определенные выводы относительно мотивов откладывания решения. Уверенности в том, что утверждение «безопасных» расстояний до мест продажи алкоголя произойдет в мае, нет по ряду причин. Участие в игре с границами реализации крепких напитков дает возможность проявить себя представителям борющихся за влияние в данной сфере сторон.

В этом плане показателен пример Тольятти и Сызрани. На территории этих городов также действует региональный закон «О мерах по противодействию алкоголизации населения» от 12 февраля 2011 г., однако никакого резонанса в местных представительных органах он не вызвал. Не исключено, что делить местным предпринимателям уже нечего. В Самаре же, по всей видимости, передел рынка все-таки произойдет.

В немалой степени это связано с ослаблением позиций Александра Милеева в мэрии. Так, прежний руководитель ДПР Дмитрий Харчев был отстранен от должности в канун мартовского решения ДГОС по расширению перечня объектов. Соответственно, представители Милеева в ДГОС попытаются поставить вопрос ребром — либо торговлю прекращают все, либо требования к расстояниям будут смягчены. Тезис Сергея Баринова о том, что параллельно с ограничением доступности к крепкому алкоголю нужно ограничить торговлю пивом и другими слабоалкогольными напитками, подходит под первую версию. Высказывания же некоторых лоббистов в пользу дифференциации расстояний демонстрируют намерение найти мягкий компромисс, т.к., по большому счету, терять сверхдоходы от продажи ликероводочных изделий не намерен ни один из ныне действующих игроков.

Позиция мэрии, озвученная на прошлой неделе, скорее всего, является сигналом к началу некоего торга в отношениях с бизнесом. Понятно, что оставление нынешнего запретного расстояния не позволит продвинуться на рынке тем, на кого, вероятно, делают ставку в администрации Азарова. Поэтому промедление с принятием решения, похоже, преследует цель совершения негласных пакетных сделок между оппонентами, причем не только в области торговли алкогольной продукцией, но и в политической плоскости. Если это так, то борьба за ограничительные меры — всего лишь видимая часть проблемы, которая рассеется сразу, как только участники самарского алкогольного рынка сумеют договориться между собой. Пока нет ясности в вопросе о переделе сфер влияния на среднесрочную перспективу, измеряемую временем пребывания на посту главы Самары Дмитрия Азарова.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр КАРПЯК, председатель комитета по экономике Думы г.о. Самара

- Мы приводим закон в соответствие с областным законодательством. Но Самарская обл. установила только минимальные ограничения в 50 и 70 м. Мы решили оставить ограничительные расстояния в 200 и 220 м. Ресторанов и кафе это не коснется, потому что они имеют статус мест общественного питания. Что касается ларьков и магазинов, то пока они работают на основании полученных ранее лицензий. Владельцы объектов, которые попадают под действие ограничений, не смогут продлить лицензии на продажу крепкого алкоголя и будут вынуждены переехать.

Валерий МОРГУНОВ, и. о. руководителя департамента потребительского рынка и услуг

- Объемы продаж алкогольной продукции колоссальны. Мы можем сколько угодно демонтировать незаконные киоски, но на их месте появляются новые. Людям все равно, что у них забирают эти объекты, потому что выручка с продаж спиртного покрывает эти потери. Бороться с продажей спиртного нужно другими методами.