Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (367) | 18 апреля 2011г.
 

Уплывшие миллионы

«Жигулевский щебень» за год сумел растерять 54 миллиона

Екатерина Михасенок

19 апреля будет закрыт реестр требований кредиторов ООО «Жигулевский щебень». Заявление о банкротстве было подано Жигулевским щебнем со ссылкой на невозможность погасить кредиторскую задолженность порядка 50,5 млн р. При этом еще год назад компания имела активов более чем на 54 млн р. Судьба этих активов в свете самобанкротства Жигулевского щебня при определенных обстоятельствах способна заинтересовать контролирующие органы.

1 марта Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение о признании ООО «Жигулевский щебень» несостоятельным по упрощенной процедуре банкротства. Основным доводом заявителя явилась недостаточность стоимости собственного имущества для удовлетворения требований кредиторов. Решением единственного участника общества от 13 октября 2010 г. был назначен ликвидатор Кирилл Чуприянов, который и обратился в арбитражный суд с заявлением. С 21 декабря 2005 г. единственным учредителем ООО «Жигулевский щебень» был Олег Шатров (на фото).

По ликвидационному балансу компании по состоянию на 9 февраля 2011 г. кредиторская задолженность общества составляла 50,589 млн р., дебиторская — 522 тыс. р. Как стало известно из материалов арбитражного дела, на расчетных счетах ООО «Жигулевский щебень» в ЗАО «ВТБ 24» и ЗАО «ФИА-БАНК» отсутствуют денежные средства. Имущества в объеме, достаточном для погашения кредиторской задолженности, тоже нет.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Жигулевский щебень» являлась оптовая торговля прочими строительными материалами. Если судить по сведениям, которые Жигулевский щебень предоставлял в течение нескольких лет в Росстат, финансовые дела компании были не так плохи. По 2008 г. включительно ООО «Жигулевский щебень» показывал прибыль. Обороты с 2006 г. по 2008 г. стабильно росли — с 43,2 до 128,5 млн р. Убыток за 2009 г. составил всего 1,7 млн р. при обороте 40,2 млн р. При этом на 1 января 2009 г. общий объем кредиторской задолженности Жигулевского щебня составлял 89,3 млн р., из которых 80,2 млн р. приходилась на поставщиков и подрядчиков.

Уже через год, на 1 января 2010 г., кредиторская задолженность снизилась до 38,4 млн р., из которых 29,3 млн р. приходилось на поставщиков и подрядчиков. Т. е. в течение года Жигулевский щебень смог уменьшить кредиторскую задолженность именно перед поставщиками и подрядчиками на 50,9 млн р. При этом в течение 2009 г. компания взяла займов и кредитов на 17,4 млн р.

По итогам 2009 г. активы компании составили 54,227 млн р., из которых 20,8 млн р. составляла дебиторская задолженность, 31,3 млн. р. — готовая нереализованная продукция и сырье. Примечательно, что, судя по показателям за 2008 г., в составе имущества общества имелось оборудование на 9,761 млн р. По данным за 2009 г., это имущество уже не находилось на балансе предприятия. Вполне вероятно, что имущество было переуступлено другой аффилированной Шатрову компании. Так или иначе, но по итогам 2009 г. Жигулевский щебень показал равные показатели активов и пассивов — 54,227 млн р., т. е. предприятие можно было назвать вполне жизнеспособным.

По данным ЕГРЮЛ, Шатров является учредителем ООО «Нерудные материалы». В настоящее время должность генерального директора в этой организации занимает Виталий Комкин. Основной вид деятельности ООО «Нерудные материалы», по классификации ОК-ВЭД, аналогичен деятельности ООО «Жигулевский щебень» — оптовая торговля прочими строительными материалами. Примечательно, что «Нерудные материалы» были созданы в 2009 г. Вероятно, Шатров уже тогда предполагал, что Жигулевский щебень пойдет под банкротство.

Примечательно, что Олег Шатров в период с 2006-2010 гг. был депутатом IV созыва Думы г. о. Жигулевск (ЖГД). Депутатские полномочия на протяжении всего срока Шатров совмещал с должностью генерального директора в ООО «Жигулевский щебень». В ЖГД он был избран в качестве генерального директора ЗАО «Торгово-промышленная компания «МСТ». Депутат Шатров входил в состав комиссии по городскому хозяйству, промышленной политике и экологии, был заместителем председателя этой комиссии. Он также входил в состав комиссии по муниципальному имуществу и приватизации, градостроительству.

В ЖГД Шатров входил в группу влияния председателя ЖГД Николая Радайкина. В Жигулевске Радайкин ранее был известен в качестве основного участника местного строительного рынка, возглавлял и являлся владельцем ООО «Жигулевское СМУ». Есть основание полагать, что бизнес Шатрова также был выстроен в орбите интересов Жигулевского СМУ. С 2009 г. бизнес Радайкина испытывает серьезные проблемы.

Анализируя материалы арбитражных процессов, в которых ООО «Жигулевский щебень» является ответчиком, можно отметить, что их количество крайне мало. В частности, в период с 2010 г. по начало 2011 г. в арбитраже было рассмотрено всего три дела по заявлениям ООО «ТольяттиИнвестСтрой», ООО «Сенатор» и ООО «Жигулевское СМУ». Общий объем требований истцов не превышает 100 тыс. р.

При таких обстоятельствах остается неясным, куда именно ушли активы у Жигулевского щебня, при том что долг перед кредиторами в размере 50,5 млн. р. остался. Так или иначе, информация о крупных кредиторах Жигулевского щебня должна быть раскрыта в рамках арбитражного процесса о банкротстве этой компании. На 19 августа назначено судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего ООО «Жигулевский щебень» Натальи Мищенко.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.