Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (367) | 18 апреля 2011г.
 

Решение за думой

Утверждение новых нормативов может улучшить состояние тольяттинских дорог

Илья Ширтанов

13 апреля депутаты Думы г.о. Тольятти (ТГД) и чиновники мэрии Тольятти провели осмотр состояния городских дорог. Состояние дорог остается одной из главных проблем, которые стоят перед департаментом дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Тольятти. Естественно, что улучшение качества дорог напрямую связано с финансированием данной отрасли.

На сегодняшний день департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти имеет в своем ведении городские магистрали с изношенным асфальтовым покрытием. Стоимость содержания этих дорог в данный момент не соответствует потребностям, необходимым для обеспечения нормального функционирования транспортных артерий города. Стоимость содержания тольяттинских муниципальных дорог в зимний период составляет порядка 2,3 р. в месяц за кв. м покрытия. В летнее время эта расценка увеличивается до 2,6 р. Такая стоимость на содержание дорог в Тольятти появилась в результате проведенного аукциона. Для наглядности следует сравнить нормативы, применяемые в Тольятти и в г. Самаре. В областном центре на зимнее содержание городских магистралей по нормативу предусмотрено около 26 р. в месяц за кв. м, летом немногим более 30 р. за тот же объем выполняемых работ. Следует напомнить, что данные нормативы были утверждены в 2009 г. главой администрации г. Самары Виктором Тарховым. Очевидна огромная разница между объемами финансирования дорожного хозяйства двух городов.

Тольятти и Самара находятся в одном климатическом поясе. Соответственно, больший размер выделяемых денежных средств на содержание дорог в Самаре нельзя списывать на какие-то особые условия, связанные с природными факторами. Исходя из таких соображений можно сказать, что фактически стоимость содержания кв. м дороги в Самаре и Тольятти должна быть приблизительно одинаковой. Специалистами была рассчитана объективная цена содержания магистралей для г. Тольятти.

Этот пока не утвержденный норматив составил 9 р. на кв. м в месяц на зимнее содержание и порядка 12 р. на кв. м на содержание дорог в летний период. Эти расчеты были произведены в соответствии с отраслевыми дорожными нормами. Также можно отметить, что зимний период содержания магистралей рассчитывается на 5 календарных месяцев, в остальное время применяется летний норматив.

Следует разъяснить, что подразумевает под собой такое понятие, как содержание магистральных дорог. Комплексное содержание дорог в зимний период включает в себя уборку и вывоз снега, обработку дорожного покрытия антигололедными материалами, расчистку остановочных павильонов и пр. Летом объем проводимых работ в рамках комплексного содержания увеличивается. Помимо уборки улиц, ремонтов остановочных павильонов начинаются работы, связанные с аварийным ремонтом дорожного полотна.

При этом многие становятся свидетелями того, как дорожные службы в весенний период во время аварийного ремонта кладут асфальт на неподготовленные участки дороги, прямо в лужи. Как объяснил руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти Геннадий Таранов, делается это не из каких-либо необъяснимых побуждений, а для того чтобы дорога оставалась функционирующей. В противном случае эту дорогу просто могут закрыть.

Нарекания о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия зачастую связывают именно с несоответствующим содержанием магистралей. Однако стоит понимать, что большинство тольяттинских дорог сильно изношено и на таких участках ремонт будет продолжаться постоянно. Ремонт дорог и содержание — это разные статьи расходов. В городском бюджете, как правило, не хватает средств на проведение большого объема работ по реконструкции муниципальных дорог. Соответственно, данное обстоятельство должно компенсироваться хотя бы нормальным содержанием.

В свое время была запущена областная целевая программа субсидирования развития межмуниципальных дорог, а также практика выделения субсидий городам и муниципальным районам. Однако действие этой программы было приостановлено решением правительства Самарской обл. до 2014 г. Наполнение доходной части прекратилось, а город свою долю финансирования на нужды дорожного хозяйства не увеличил. Кстати будет сказать, что участки городских дорог, на которых был проведен капитальный ремонт, сейчас находятся в хорошем состоянии. Вывод напрашивается сам собой: при латании выбоин на дорогах не стоит ждать того, что этот ремонт надолго сможет обеспечить приемлемое состояние магистрали.

20 апреля 2011 г. в ТГД будет рассматриваться вопрос об установлении новых нормативов на содержание дорог. Можно рассчитывать, что на прошедшем 13 апреля мероприятии по осмотру дорог депутаты лично убедились в необходимости увеличения финансирования дорожных работ. Остается надеяться, что конструктивный подход со стороны исполнительного и представительного органов местного самоуправления, в конце концов, должен привести к объективному решению.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти

- При том старом дорожном покрытии, которое на сегодняшний день в городе имеется, этих дыр не станет меньше. Надо вкладывать деньги, капитально ремонтировать и реконструировать дороги, тогда и будет решаться вопрос. С существующим на данный момент финансированием мы пришли туда, куда пришли. Если бы была возможность, несмотря ни на что, выделять из городского бюджета денежные средства в достаточном объеме, состояние городских магистралей постепенно стало бы соответствовать нормативу.