Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (366) | 11 апреля 2011г.
 

От «Востока» до «Протона»

Во всех ракетах работают подшипники самарского ЗАП

Илья Казаков

12 апреля исполняется 50 лет с момента первого полета человека в космос. Большой вклад в развитие космической отрасли внес ГПЗ-4, преемником которого является ОАО «Завод авиационных подшипников» (ЗАП). Все современные ракеты и космические корабли летают на подшипниках, выпускаемых самарским ЗАП. В конце марта прошли успешные испытания новых высокоскоростных подшипников для кислородно-водородных двигателей следующего поколения.

Работы ГПЗ-4 по ракетной тематике проводились задолго до полета Юрия Гагарина. Завод разрабатывал и осваивал производство новых типов подшипников качения, применяемых в узлах агрегатов питания топливом ракетных двигателей. Разрабатывались подшипники для систем ориентации и управления ракетами, космического корабля, стартового комплекса. На «Востоке» — первом корабле с человеком на борту — стояли подшипники производства ГПЗ-4.

Как и ГПЗ-4, сегодня ЗАП является ведущим предприятием в России по выпуску подшипников аэрокосмического применения. Создание подшипников для космической отрасли требует от завода постоянного внедрения принципиально новых методов расчета и проектирования, применения новых материалов и разработки технологических процессов. Это продиктовано очень жесткими условиями работы подшипников: высокие частоты вращения и нагрузки, температуры от сверхнизких до предельно высоких, условия вакуума, когда применение обычных смазок становится невозможным. При этом со стороны заказчика предъявляются жесткие требования обеспечения надежности и ресурса. Все эти задачи успешно решаются специалистами собственного ЦСКБ, которым с момента создания руководит Валерий Мурашкин. Новые решения требуют модернизации производства. Ежегодно предприятие приобретает уникальное оборудование, которое позволяет воплотить новейшие разработки конструкторов в жизнь.

Комментарии

Ольга ГАЛЬЦОВА, депутат Государственной думы России

- Самарский завод авиационных подшипников выстоял, выжил благодаря тем энтузиастам, которые стояли во главе. Это экс-председатель совета директоров Александр Богусонов, директор ЦСКБ Валерий Мурашкин, нынешний директор Владимир Макарчук.

Очень много было желающих подвести ЗАП под преднамеренное банкротство, очень много было судебных исков, но эти люди не дали этого сделать. Как показала жизнь, продукция ЗАП уникальна и востребована, а таких специалистов в подшипниковой отрасли, таких конструкторов и инженеров не осталось практически нигде, кроме Самарской обл. Когда три года назад надо было собрать лучшие умы, которые занимаются разработкой и внедрением подшипников, Мурашкин рассказал мне, что позвонил всей своей «старой гвардии», людям, которым уже далеко за 70, — и лучшие инженеры и конструкторы России сразу откликнулись, чтобы поддержать отрасль.

Завод и сейчас очень востребованный: заключены договоры с несколькими десятками стран. Высокое качество, уникальные технологические процессы и профессионалы ЗАП — это, наверное, та жемчужина, которая украшает машиностроительный потенциал Самарской обл.