Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (366) | 11 апреля 2011г.
 

Довели до крайности

Хроническое недофинансирование дорог Тольятти демонстрирует плачевный результат

Евгения Андросова

6 апреля руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти Геннадий ТАРАНОВ (на фото) представил информацию о средствах, необходимых ежегодно на поддержание городских дорог в надлежащем состоянии. Это минимум 500 млн р. В бюджете Тольятти на 2011 г. была заложена одна сотая от требуемой суммы. Причем последний раз капитальный ремонт городских дорог проходил в 2008 г. Недовольство жителей города состоянием дорог продолжает расти. Все это может серьезно ударить по имиджу «партии власти».

Предаварийная ситуация

В весенний период в результате воздействия сложных метеорологических условий, связанных с регулярными перепадами температур, на покрытии автодорог ежегодно образуются многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин. Большинство автодорог Тольятти в настоящее время находится в крайне неудовлетворительном состоянии, близком к аварийному. Анализируя ситуацию в дорожной отрасли, специалисты отмечают, что такое состояние городских дорог — результат влияния нескольких систематически повторяющихся факторов.

Первый — хроническое недофинансирование отрасли. В бюджете города на 2011 г. на ремонт автодорог предусмотрено финансирование в объеме 6,818 млн р. Еще порядка 40 млн р. заложено в двухлетнем комплексном содержании дорог на все три района. Однако следует понимать, что в комплексном содержании предусмотрен только аварийный ремонт, в частности, корректировка ситуаций, когда требуется экстренно заделать выбоину или иначе придется перекрыть дорогу. В этом случае используются совершенно другие смеси, которые позволяют произвести ремонт, даже если в выбоине стоит вода. Однако далее при высыхании дороги требуется провести на этом участке уже полноценный ремонт. На что в бюджете денег нет.

В бюджете 2011 г. не было заложено даже 60 млн р. — требуемый минимум на исполнение предписаний ГАИ и решений судов. В частности, мэрию обязали привести в надлежащее состояние Поволжское шоссе, на что требуется порядка 27 млн р.

Вызов власти

Нынешнее состояние дорог в Тольятти может стать прямым ударом по репутации «партии власти» как в главном моногороде страны, так и в Самарской обл. в целом. Ведь высшее руководство мэрии и большинство депутатов Думы г.о. Тольятти (ТГД) — члены партии «Единая Россия». Причем на согласительной комиссии по поводу надлежащего финансирования дорог почему-то не настаивал ни мэр, ни депутаты. Иначе это было бы предусмотрено в бюджете 2011 г. Оппозиционные партии уже воспользовались ситуацией и провели в конце марта пикет около здания департамента дорожного хозяйства.

Хотя каких-либо конкретных результатов или программных действий эта акция не преследовала. Кроме того, исполнительная власть рискует быть заваленной исками от владельцев машин, поврежденных в дорожных выбоинах.

Стоит напомнить, что последний капитальный ремонт тольяттинских дорог проводился в 2008 г. Тогда под него попали всего пять магистральных дорог, в т.ч. ул. Баныкина, Юбилейная, Фрунзе, Гидротехническая и Жукова. С тех пор в городе проводится только т.н. «ямочный ремонт» и ремонт «картами». Это не выход, т.к., пережив весну, «карта» остается более-менее целой, тогда как старое полотно теперь уже требует аварийного ремонта.

«Если полностью отремонтировать дороги, то в следующий год ситуация будет лучше, но в целом не изменится, потому что таковы погодные условия нашей местности. Затяжная зима, обильное таяние снегов — и дороги буквально вскрываются. Добавить к этому абсолютно изношенное основание. Все это только способствует процессу разрушения. Необходимо ежегодно и систематически тратить средства на поддержание дорожного полотна, а не так: сегодня аварийная ситуация — отремонтируем, завтра — терпимая и не финансируем. Мы об этом постоянно говорим и при формировании бюджета, и на думских комиссиях», -комментирует ситуацию Таранов.

На содержании муниципалитета Тольятти сегодня находится 6 млн кв. м дорожного полотна. Степень его износа сегодня может оценить каждый автолюбитель. Из расчета 1 тыс. р. на 1 кв. м дорог получается, что на капитальный ремонт всех тольяттинских дорог может потребоваться около 6 млрд р.

В адрес Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. направлено обращение с просьбой о выделении дополнительного финансирования в размере 591,521 млн р. и подтверждением доли софинансирования из бюджета Тольятти. «Это минимальный объем средств, требуемый на поддержание надлежащего состояния полотна ежегодно. При условии регулярного вкладывания в дороги порядка 500 млн р. в год через 5-6 лет ситуация стабилизируется», — добавляет Таранов.

Второй момент — это своевременность выделения средств. Очевидно, что период май — начало сентября — самое подходящее время для проведения дорожных работ. На практике ремонт улетает на конец осени (см. «Хронограф» №42 (351) от 13.12.10). Причем если область, например, выделит средства где-то в июле, то вопрос проведения тендера и их освоения все равно уходит на осень.

Так, для отражения доходов требуется решение ТГД. В августе дума не работает, а первое после отпуска пленарное заседание может пройти только в конце сентября.

Тормоз развития

Стоит отметить, что неравномерность финансирования в целом тормозит развитие дорожной отрасли в городе. Одно только ОАО «ДРСУ», на 100% принадлежащее мэрии Тольятти, может закрыть объем работ на 500 млн р. Еще одно тольяттинское предприятие — ООО «АВТ-Дорстрой» — способно покрыть объем не менее 1,5 млрд р. Однако они вынуждены искать заказы за пределами города. Участникам рынка все менее выгодно работать в этой сфере, т.к. стабильного предложения нет и нет гарантии, что оно вообще будет в следующем сезоне.

В настоящее время особое внимание уделяется производству аварийно-восстановительного ремонта автодорог и водоотводу. Ввиду сильной изношенности дорожных покрытий, перепадов температур на автодорогах ежедневно появляются новые выбоины. Ситуацию усугубляет невозможность в полном объеме отвести воду с автодорог, т.к. на многих участках система ливневой канализации не подлежит очистке и требует реконструкции либо вовсе отсутствует.

При наступлении благоприятных погодных условий будут организованы работы по текущему ремонту автодорог в рамках комплексного содержания и гарантийный ремонт. Однако, как было сказано выше, таких мер абсолютно недостаточно. Недовольство жителей города состоянием дорог только растет.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ФОКИН, заместитель начальника Госавтоинспекции УВД по г.о. Тольятти

- Действительно, после весны дороги в невозможном состоянии. Все эти выбоины мы регистрируем в журнале по учету недостатков, потом выдаем предписания и привлекаем к административной ответственности. У нас заготовлено порядка 12 материалов в отношении должностных и юридических лиц. Проблема в том, что погодные условия особо не позволяют проводить ремонт и пока осуществляется латание дорог жидким асфальтом. Поэтому сначала дыры заделывают, а потом все опять возвращается в прежнее состояние. Ситуация по городу такова, что количество поврежденных автомобильных колес увеличивается. Ездим по городу: то там, то здесь водители постоянно меняют колеса. На количестве ДТП это, наоборот, сказывается в обратную сторону, т.к. скоростной режим снижается. С другой стороны, водители, которые исправно платят налоги за дороги, при этом имеют еще проблемы со своими транспортными средствами, объезжая или попадая в выбоины.