Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (144) | 17 июля 2006г.
 

Искусство компромисса

В Тольятти закончился парламентский сезон

Егор Кошеров

Окончание парламентского сезона ознаменовалось весьма несдержанными оценками деятельности представительной власти в ряде СМИ. Примечательно, что Тольяттинскую городскую думу (ТГД) обозреватели в очередной раз взялись обвинять в низкой эффективности работы и в соглашательской позиции с мэрией. Собственно, ничего нового сказано не было, так же как не было объяснено, почему эти оценки даются исключительно со знаком минус.

Взаимоотношения мэра и думы стали объектом общественного внимания СМИ после того, как в 1996 г. ветви власти в Тольятти разделились. Эпохальные изменения в уставе города породили целую плеяду журналистов, специализирующихся на парламентской работе. Работа гарантировала занятость, так как всегда было о чем писать. Ничего удивительного в этом не было, противостояние законодательной и исполнительной власти заложено уже в самом принципе субсидиарной ответственности. При этом страсти подогревали клановые разборки, личностные отношения и групповые интересы.

Действующий в то время мэр Сергей Жилкин представлял группу, антагонистическую группе спикера Александра Дроботова. Противостояние проявлялось в самых разнообразных формах, начиная от попыток сместить Дроботова с занимаемого поста и заканчивая словесными перепалками во время пленарных заседаний. Именно поэтому от выборов 2000 г. ждали не только новых персоналий, но и замены думских скандалов на «конструктивную работу» двух ветвей власти. Дроботову удалось сохранить пост, и на первых порах с новым мэром Николаем Уткиным (на фото) появилось полное взаимопонимание. Собственно говоря, работа думы третьего, «вазовского», созыва была самой спокойной и продуктивной, если не считать скандальных выборов в Госдуму. Однако с четвертым созывом, с приходом предпринимателей, в стенах думы, по сути, закончился период профессионального парламента. Александр Ясинский говорил, что у представителей крупного бизнеса нет мотивации участвовать в управлении городом. Как следствие, город хронически ощущает недобор квалифицированных кадров. При этом и корпоративные вопросы решать приходится с повышенной степенью сложности. Все это вместе требует от главы города владения искусством компромисса. Который зачастую некомпетентным наблюдателем оценивается как весьма негативное явление.

Изменение структуры муниципальной власти в масштабах страны привело к удвоению количества депутатов и, как следствие, к снижению эффективности работы парламента. Вряд ли для кого-то будет открытием то, что увеличение народного представительства готовилось под партийно-фракционную работу. Однако первым результатом стало массовое вхождение в ТГД малого бизнеса. На смену уже профессиональным политикам пришли вполне профессиональные бизнесмены. Однако попытка реализовать принципы малого бизнеса в местной политике привела к целому ряду перегибов. Чего только стоит пресловутая борьба за портфели, когда количество должностей едва не сравнялось с количеством депутатов. Не менее красочно происходила борьба за кабинеты, зарплаты, автомобили, компьютеры, мобильные телефоны, а также раздел денег на работу со СМИ и в округах.

Впрочем, СМИ в очередной раз доказали свое право на особое видение очевидных вещей. Никто не заметил, что при такой «загруженности» думы, бесспорно, возрастала роль исполнительной власти. По крайней мере, свой первый бюджет дума принимала, полностью положившись на исполнительную власть. Сказывались политический непрофессионализм депутатов, их полная зависимость от личных забот о собственном бизнесе. В новой ситуации искусство компромисса стало играть ключевую роль. Нельзя было допустить, чтобы депутаты перенесли приемы конкурентной борьбы и пиар-акций в сложившуюся систему принятия решений, затрагивающих интересы города. Особенно в процессе проведения ряда реформ, например, в бюджетной политике или в ЖКХ.

ЖКХ вообще с каждым днем становится все более интересной отраслью. Сегодня депутатская группа «Декабрь» выиграла суд по усреднению тарифов на ГВС. Теперь город вынужден срочно изыскать 100 млн. р. на реализацию единого тарифа. Видимо, депутаты не знали, что корень проблемы состоит в химически очищенной воде, поставляемой ВоТГК (см. «Хронограф» №15 (87) от 10.05.05).

Видимо, депутаты не знали, что корень проблемы состоит в химически очищенной воде, поставляемой ВоТГК (см. «Хронограф» №15 (87) от 10.05.05). Такая спекуляция в очередной раз позволила народным избранникам без особых затрат попасть на страницы газет. Теперь начинаются попытки заняться муниципальным заказом. Эта песня далеко не нова, однако периодически депутаты начинают проявлять интерес к денежному переделу. Когда же фантазия народным избранникам отказывает, в ход идет банальный импичмент (см. «Хронограф» №34 (60) от 11.10.04).

Что же при этом делает исполнительная власть? А то же, что и всегда. Работает. Работает, вызывая нарекания и недовольство «обойденных». Работает, периодически ошибаясь и исправляя свои ошибки. Примером может служить «земельная тема» (см. «Хронограф» №22 (141) от 26.06.06). Но эта тема остро звучит во всех муниципальных образованиях во многом из-за несовершенства рынка, законодательства и технологий учета (см. стр. 8). Работает, защищая интересы города в губернской думе (см. «Хронограф» №32 (104) от 26.09.05). При этом местная парламентская работа у мэрии уже давно ушла на второй план. Ей не хочется тратить усилия и нервы на выяснение того, кто что произнес, кто кого любит и какая группа или фракция лучше. Мэрия последовательно и упорно приучает депутатов работать согласно регламенту, в соответствии с уставом города, да и просто разумно и конструктивно. Возможно, поэтому обозревателям нечего сказать, кроме того что «дума превратилась в каток, по которому весело скользят все инициативы мэрии». Можно говорить что угодно, но одно очевидно: в умении работать мэру не откажешь.

Наверное, стоит все-таки с другой стороны посмотреть на взаимодействие представительного и исполнительного органов. Возможно, тогда появятся и другие неповерхностные оценки. В любом случае структура власти будет меняться. Нельзя исключить того, что главы муниципальных администраций будут назначаться. А это значит, что в оценке работы муниципалитета доминирующим станет именно хозяйственный аспект. Хотя мэрия и сегодня отвечает за нормальную работу городского хозяйства. О чем забывают порой журналисты и ретивые критики. Такая ответственность дорого стоит. Вольно или невольно на месте главы города основной головной болью остаются элементарные потребности людей. Политика уходит на второй план, главным становится не что сказал, а что сделал. А это, как правило, проходит у некоторых СМИ незамеченным.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.