Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (359) | 21 февраля 2011г.
 

Игра формулировок

Рост зарплаты увеличил социальное расслоение на АВТОВАЗе

Илья Ширтанов

15 февраля в ОАО «АВТОВАЗ» произошла отсечка времени, которая позволит сформировать список лиц, удостоенных премирования. Люди, которые на эту дату числились сотрудниками АВТОВАЗа, будут премированы в соответствии с решением руководства завода «О единовременной выплате работникам ОАО «АВТОВАЗ» за обеспечение стабильной работы предприятия в период экономического кризиса». Работники, которых до 15 февраля 2011 г. успели перевести в штат дочерних предприятий, будут лишены премиальной выплаты.

8 февраля 2011 г. на базе объединения социально-оздоровительных и культурно-бытовых учреждений (ОСКБ) зарегистрировано дочернее общество АВТОВАЗа — ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ». В январе 2011 г. ОАО «АВТОВАЗ» учредило стопроцентное дочернее общество ООО «Производство по переработке промышленных отходов». В него перевели одноименное производство. 29 декабря 2010 г. были учреждены ООО «Двор печатный АВТОВАЗ» (на базе типографии ВАЗа) и ООО «ЛАДА ИНСТРУМЕНТ» (на базе инструментального производства АВТОВАЗа).

«Также на базе корпоративного университета АВТОВАЗа, Компании телерадиовещания и печати ОАО «АВТОВАЗ», управления спортивных автомобилей планируется учреждение дочерних обществ со стопроцентным участием ОАО «АВТОВАЗ». В настоящий момент компания осуществляет мероприятия, направленные на принятие необходимых корпоративных решений и государственную регистрацию вновь создаваемых юридических лиц, -сообщил в ответе на запрос «Хронографа» руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов. — Учитывая, что первое выводимое производство — ООО «ЛАДА ИНСТРУМЕНТ — начнет свою операционную деятельность не раньше 1 апреля 2011 г., сотрудники этого, а также других создаваемых дочерних обществ на 15 февраля 2011 г. будут находиться в списочном составе АВТОВАЗа».

Также Шмыгов указал: «В январе 2011 г., подведя предварительные итоги деятельности компании за 2010 г., руководство предприятия приняло решение «О единовременной выплате работникам ОАО «АВТОВАЗ» за обеспечение стабильной работы предприятия в период экономического кризиса». Размер выплаты составит 100% месячного тарифа для рабочих и 60% месячного должностного оклада для руководителей, специалистов и служащих пропорционально отработанному в 2010 г. времени».

Подобный подход к премированию на АВТОВАЗе будет применен впервые за его историю. Ранее дополнительные выплаты работникам осуществлялись в виде 13-й и 14-й зарплат. Теперь этого не будет.

В ответе пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» на вопрос «Хронографа» об этом сказано: «Действие пункта коллективного договора ОАО «АВТОВАЗ», который предусматривал вознаграждение сотрудников общества по итогам работы за год (т. н. тринадцатая зарплата), было приостановлено в 2010 г. в связи со сложным финансовым положением компании». Также в этом ответе указывается: «При опросе работников было определено, что из социального пакета (повышение заработной платы, выплата отпускного пособия, предоставление средств на жилищные субсидии, возобновление программы 50/50 и др.) наиболее значимым для работников на сегодняшний день является увеличение заработной платы.

Поэтому было принято согласованное решение о целесообразности направления всех имеющихся средств на повышение заработной платы работникам на 10% с 1 октября 2010 г. В результате средняя заработная плата работников ОАО «АВТОВАЗ» выросла на 41,7%: с 13 882 р. в феврале 2010 г. до 19 664 р. на декабрь 2010г.».

По словам одного из работников ОАО «АВТОВАЗ», проработавшего на конвейере около десяти лет, на 10% были увеличены тарифы рабочих. Но чтобы добиться указанного в официальных пресс-релизах АВТОВАЗа показателя уровня зарплаты, им необходимо перевыполнять установленный план выработки, а также трудиться сверхурочно. Зарплата рабочего напрямую зависит от количества выработанных часов и от программы выпуска.

Исходя из этого становится понятна природа возникновения 41,7-процентного роста: в течение года выросли объемы работы по сравнению с уровнем 2009 г. Произошло обычное увеличение фонда оплаты труда в связи с увеличением количества трудочасов и выработки. Между тем президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров (на фото) получил возможность озвучить этот показатель на уровне правительственных структур, выдавая его в качестве результата своей работы по улучшению социальной обеспеченности работников.

Что касается решения об увеличении на 10% зарплаты для всех работников АВТОВАЗа, то здесь важно напомнить о весьма существенной разнице между уровнем низкооплачиваемых сотрудников и высокооплачиваемых: 10-процентная надбавка в абсолютном выражении будет серьезно отличаться. Путем простых арифметических действий несложно понять, что разрыв уровня достатка между различными группами работающих на АВТОВАЗе людей от такого подхода лишь увеличился.

Возникает логичный вопрос: если руководство АВТОВАЗа при принятии решения об увеличении зарплаты действительно думало в первую очередь о достатке рабочих, что мешало им применить дифференцированный подход при формировании коэффициента надбавки?