Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (143) | 10 июля 2006г.
 

К юбилею готов

Рособоронэкспорт отметит 40-летие АВТОВАЗа коробкой от «Кате» и 19-й «Калиной»

Павел Соколов

К своему 40-летию ОАО «АВТОВАЗ» получит с ООО «Кате» первые комплекты автоматических коробок передач, которыми будут укомплектованы несколько автомобилей семейства Lada Kalina. Об этом «Хронографу» сообщил бывший генеральный директор ООО «Кате», а ныне вице-президент по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Максим НАГАЙЦЕВ (на фото). По его словам, объемы поставок на АВТОВАЗ составят сотни тысяч комплектов коробок в год. Вариант с «Кате» подтверждает намерения новых управленцев АВТОВАЗа завязать автозавод на подконтрольных им поставщиков комплектующих.

Строительство завода по сборке автоматических коробок передач ООО «Кате» еще не окончено, но он уже готов отгрузить первую партию своей продукции на ОАО «АВТОВАЗ» для начала испытаний. ООО «Кате» расположено в Калининградской области. Строительство завода началось в прошлом году. Компанию с самого основания возглавлял близкий ФГУП «Рособоронэкспорт» менеджер Максим Нагайцев. На АВТОВАЗе он появился в конце прошлого года в составе первой обоймы назначенцев от Рособоронэкспорта в совет директоров автозавода. Буквально с первых дней пребывания Нагайцева на Волжском автогиганте эксперты были единодушны в прогнозе, что основным потребителем продукции ООО «Кате» станет ОАО «АВТОВАЗ». Темпы работы превзошли ожидания. Уже начиная с будущего года АВТОВАЗ будет примерно треть своих потребностей в коробках передач удовлетворять за счет поставок с «Кате». В планах Нагайцева — довести объемы поставок до полумиллиона коробок в год. «На этой неделе собраны первые коробки передач, к 40-летию будут первые собранные машины, оснащенные коробками российского производства. Для нашего поколения это первые автоматические коробки российского производства. Она может быть адаптирована для любой машины АВТОВАЗа. Но счет, конечно, идет на Lada Kalina. Поставкой с «Кате» планируем в дальнейшем перекрыть половину или треть от всех объемов АВТОВАЗа», — пояснил Нагайцев.

Но не только об этом шла речь во время открытого производственного совещания по качеству автомобиля Lada Kalina. Оно состоялось 5 июля на площадках цеха по сборке Lada Kalina и Опытно-промышленного производства (ОПП) ОАО «АВТОВАЗ». Комиссия, возглавляемая генеральным директором ОАО «АВТОВАЗ» Игорем Есиповским, в присутствии представителей СМИ осматривала установочную партию хэтчбеков семейства Lada Kalina и Lada 112 Coupe.

Есиповский, будучи истинным ценителем качественных автомобилей, осмотром «Калины» остался доволен. Хотя судя по тому, как он осуществлял осмотр, можно предположить, что гендиректор ограничился лишь оценкой внешнего вида и размеров зазоров между деталями кузова.

Между тем сборщикам Lada 112 Coupe от Есиповского досталось. Осматривая заднюю часть собранного на ОПП автомобиля, он сумел узреть микронеровность крепления фар: «Почему здесь собрали неровно? Посмотрите (обратился к директору ОПП Евгению Антошину. -Прим. авт.), вот этот и этот углы не сходятся. Неужели нельзя было собрать ровно?» Далее пристальное внимание Есиповского было нацелено на то, как выглядела радиаторная решетка нового автомобиля. Больше претензий не было. После чего Антошин с облегчением подошел к группе своих подчиненных, стоящих поодаль, и незаметно от Есиповского тихо сообщил: «Поздравляю, экзамен вроде бы выдержали!»

Как пояснили «Хронографу» неофициальные лица АВТОВАЗа, процедура осмотра — это формальность, которую необходимо было провести в рамках подготовки торжеств по запуску автомобилей в серийное производство. Однако начальник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Владимир Арцыков пояснил, что подобного рода совещания осуществляются с постоянной периодичностью и что только в этот раз было решено провести его в присутствии СМИ.

В официальных планах АВТОВАЗа торжественный запуск серийного производства Lada Kalina -1119 назначен на 21 июля. До конца года планируется выпустить 15 тыс. автомобилей этой модели. Планы по Lada 112 Coupe намного скромнее. В течение июля их будет выпущено всего 10 штук. В последующем месяце — 50. Годовая программа по ним определена пока в 10 тыс. штук. Относительно низкий объем обусловлен тем, что Lada 112 Coupe будет собираться только на ОПП, для которого выпуск товарных автомобилей не является основным видом деятельности.

Торжественный запуск Lada Kalina -1119 приурочен к началу празднований 40-летнего юбилея АВТОВАЗа. Наблюдатели не исключают, что по этому случаю Тольятти с краткосрочным визитом посетит президент РФ Владимир Путин. Хотя если этот визит и запланирован, то информация о нем организаторами держится в секрете. Руководство АВТОВАЗа не комментирует даже такой безобидный вопрос, как «Отправлял ли АВТОВАЗ на имя Путина приглашение посетить АВТОВАЗ в ходе мероприятий, посвященных 40-летнему юбилею предприятия?»

Есиповский в ответ на данный вопрос предпочел промолчать, его пресс-секретарь Владимир Якушенко попытался уйти в сторону: «Мероприятия, посвященные юбилею АВТОВАЗа, пройдут не только в июле, но и в сентябре в День машиностроителя». Молчание Есиповского можно расценить как то, что приглашение Путину отсылалось. В противном случае его бы ничто не сдерживало ответить, что приглашение не отсылалось по тем или иным причинам. Если оно отсылалось, то вероятность приезда Путина на АВТОВАЗ огромна. По крайней мере, он еще никогда не игнорировал мероприятия, на которые его приглашало ФГУП «Рособоронэкспорт».

Комментарии

Игорь ЕСИПОВСКИЙ, генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ»:

- Для нас было принципиально важно увидеть последнюю машину Lada Kalina-1119 установочной серии. Это последний автомобиль, на котором отрабатывалась вся технологическая цепочка производства «Калины» хэтчбек. Принципиально было определить уровень качества установочного автомобиля. Качество, которое мы получили на установочном автомобиле, достаточно для того, чтобы сделать доработки и запустить его в серию. Мы собираемся вывести этот автомобиль на мировой уровень. На Lada Kalina-1118 нам удалось этого добиться. 19-я отличается только задней частью от 18-й. Поэтому все положительные качества, которые присутствуют в 18-й, есть и в 19-й. Я думаю, что осенью 18-я и 19-я по балльности отличаться не будут.

Владимир ГУБА, главный конструктор ОАО «АВТОВАЗ»

- Lada Kalina-1118 была запущена в серийное производство в ноябре 2004 г. Сейчас июль 2006 г. Почему потребовалось так много времени для подготовки к серийному производству 19-й модели этой серии? Было много доработок?

- В течение полутора лет мы проделали достаточно большой объем по улучшению, связанному с промышленной технологией, отработкой основной технологии поставщиков и замечаниями потребителей. По этим трем источникам мы формировали программу участия в работах по улучшению автомобиля. Все мероприятия велись в рамках методик, которые от нас требует система качества. Все велось на системной основе. Первоочередная задача — найти необходимость улучшения и причины, вызывающие неудовлетворительное качество или недостаточные свойства автомобиля.

Первый раз серийное производство Lada Kalina-1119 мы официально начинали в мае 2005 г. Тогда запуск был определен директивным сроком, а не реальной готовностью к производству. То был парадный запуск.