Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (354) | 17 января 2011г.
 

Быстро сориентировались

Акцизы на топливо могут увеличить спрос на контрафактные ГСМ

Евгения Андросова

В течение 2010 г. на территории Самарской обл. правоохранительными органами проводилась операция «Нефть». На фоне борьбы с нелегальной торговлей ГСМ в Тольятти активизировалось строительство полулегальных автозаправочных станций (АЗС). Такие АЗС могут стать местом сбыта продукции т.н. «самоваров» — полулегальных мини-НПЗ. Рост цены на топливо может сделать не облагаемую акцизом «самоварную» продукцию еще более привлекательной для потребителей.

Одна из задач операции «Нефть» — предотвращение появления схем вывода на рынок контрафактных ГСМ. В рамках операции «Нефть» прошла борьба с торговлей топливом с бензовозов. Можно сказать, что в этой части операция имела определенные результаты. С улиц Тольятти в некоторых местах были убраны бензовозы (см. «Хронограф» № 34 (343) от 11.10.10).

По мнению экспертов «Хронографа», бензин сомнительного происхождения может поступать на рынок с т.н. «самоваров», т.е. подпольных или полулегальных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). На таких заводах может идти переработка незаконно добытой нефти. По неофициальным данным, на территории Тольятти и в его окрестностях функционирует около пяти «самоваров».

Вряд ли подобные сомнительные производители бензина прекратили работу. Борьба с торговлей с бензовозов, скорее всего, привела к некому переформатированию рынка сбыта. По оценке экспертов «Хронографа», сокращение количества бензовозов на улицах Тольятти привело к активизации строительства полулегальных АЗС (см. «Хронограф» №36 (345) от 25.10.10).

С 1 января т.г. повышен акциз на бензин. Но этот процесс не коснется нелегальных производителей. Соответственно, они смогут поставлять на рынок сравнительно дешевую продукцию. В данном случае разница даже на 1 р. в цене за легальный и теневой бензин обеспечит второму стабильный спрос, даже несмотря на сомнительное качество. Владельцы «самоваров», судя по всему, учитывают этот фактор и строят стационарные заправки.

При этом за последнее время только в Тольятти было зафиксировано самовольное строительство двух АЗС — на разделительной полосе ул. Жукова напротив дома №8 и на пересечении ул. Карла Маркса и Лесной. Последняя заправка уже функционирует. Строительство АЗС на ул. Жукова остановлено. Причем обе стройки ведутся в интересах одной группы лиц.

По информации мэрии Тольятти, заправку в Центральном р-не строит ООО «Волгопродснаб- Регион» (ВПС-Регион). «Земельный участок используется ООО «ВПС-Регион» на основании свидетельства о праве собственности на землю от 12 апреля 2010 г. Собственник земельного участка с заявлением о выдаче разрешения на строительство в орган местного самоуправления не обращался. Строительство АЗС на пересечении ул. Карла Маркса и Лесной осуществляется самовольно», — сообщил заместитель мэра Тольятти по строительству и земельным ресурсам Николай Трохачев.

ООО «ВПС-Регион» было образовано в ноябре 2009 г. Его учредителями являются ООО «Импульс» (26%), Юрий Гурин (37%) и Ирина Шарова (37%). Директор ВПС-Региона – Антон Шаров. Единственным учредителем и директором ООО «Импульс» является Дмитрий Федотов. Эта компания была образована в феврале 2009 г.

Строительство АЗС на ул. Жукова приписывается ООО «Далагт». Ее учредителями являются Ирина Шарова (50%) и Юрий Гурин (50%). Примечательно, что Гурин является единственным учредителем и директором ООО «ВПС». Зарегистрирован ВПС был практически одновременно с «Далагтом» в 2007 г. ВПС и ВПС-Регион находятся по одному адресу: Тольятти, пр-д Кутузова, 9. По данным Росстата, основной вид деятельности ВПС по классификации ОКВЭД — оптовая торговля сырой нефтью. «Далагт», ВПС и ВПС-Регион представляют одну группу лиц. Не исключено, что эта группа может иметь выход на владельцев каких-либо «самоваров». Однако проверить эту информацию не представляется возможным. Запросы «Хронографа» застройщики игнорируют.

Причин, по которым компании при наличии правоустанавливающих документов на землю предпочитают строить самовольно, может быть несколько. В первую очередь такой причиной может быть длительность оформления документов. Тогда как «самовары» работать не прекращают и их продукцию необходимо продавать. Вторая причина — необходимость получения согласований с большим количеством госорганов. Кроме того, для эксплуатации АЗС как взрывоопасного объекта требуется получение соответствующей лицензии. Причем нет гарантии, что в результате обхода всех инстанций результат будет положительный для заявителя. При этом формально такие АЗС, пока не будут официальном сданы в эксплуатацию, не будут стоять на учете в органах государственного пожарного надзора (ГПН). В случае ЧП нелегальные АЗС могут представлять серьезную опасность для жизни людей.

По неофициальной информации, другая известная в Тольятти сеть АЗС «Орион» может иметь выход на людей, причастных к деятельности мини-НПЗ в с.п. Узюково Ставропольского р-на.

С другой стороны, существует реальная возможность узаконить самовольное строительство через суд. Кроме того, нелегальная АЗС успеет продать не одну тонну бензина, прежде чем бюрократическая машина под давлением общественного мнения начнет работать на устранение нарушений.

Более того, пока АЗС официально не сдана в эксплуатацию, ее весьма проблематично поставить в план проверок различных надзорных органов. Проверять можно только официально функционирующий бизнес.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей МАРТЫНЦЕВ, начальник отдела ГАИ УВД по г.о. Тольятти

- ГАИ г.о. Тольятти в соответствии с компетенцией, предоставленной действующими нормативными документами, контролируется строительство и эксплуатация АЗС. Согласование объектов дорожного сервиса в «красных линиях» улиц производится на двух этапах. На первом этапе согласования с ГИБДД лицо должно представить заявление, технический план участка в масштабе от 1:200 до 1:1000 с нанесенным на него объектом, привязкой к ближайшей световой опоре, дому или другим капитальным строениям; правоустанавливающий документ на земельный участок, в котором указано целевое назначение и согласование департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г. о. Тольятти. На втором этапе лицо разрабатывает и согласовывает с ГАИ схемы организации дорожного движения на период строительства и после его окончания. Не согласовано с ГАИ строительство АЗС на разделительной полосе ул. Жукова напротив дома №8, т.к. владельцами земельного участка не были предоставлены соответствующие документы. В настоящее время строительство АЗС остановлено.

Валентин ДРЯГИН, прокурор Автозаводского р-на г.о. Тольятти

- При изучении документов, представленных ООО «Далагт» в ГАИ, прокуратурой Автозаводского р-на установлен факт приложения фальсифицированного договора аренды между обществом и мэрией, а именно искажения предмета договора — под размещение АЗС вместо мойки. Данный договор послужил основанием для согласования производства работ. Прокуратурой по вышеуказанному факту инициирована проверка в порядке ст. 144, 145 УПК РФ о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ч.1, ч.Зст. 327 УК РФ.

Сергей ГУБАНЕЕВ, главный государственный инспектор г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский по пожарному надзору

- С 1 января 2007 г. органы ГПН не принимают участия с правом решающего голоса при выборе земельных участков под строительство объектов, рассмотрении проектно- сметной документации на объекты строительства, а также вводе их в эксплуатацию. С учетом имеющегося соглашения между мэрией г.о. Тольятти и ГУ МЧС России по Самарской обл. органы ГПН вносят в общий перечень объектов защиты и берут объект под надзор при представлении в официальном порядке акта ввода в эксплуатацию.