Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (354) | 17 января 2011г.
 

Дали перегруз

Самарская судоходная компания не видит разницы между внутренним и внешним рынками

Илья Казаков

12 января состоялось очередное рассмотрение иска ООО «Прайм Шиппинг» (ПШ) к МИФНС по Самарской обл. По мнению налоговиков, ПШ намеренно вел общий учет входного НДС по своим танкерам «Электра» и «Майя», не разделяя их работу в условиях внешнего и внутреннего рынка. Т.е. бухгалтерия компании проводила по ставке 18% (внутренний рынок) даже те доходы, которые облагаются налогом в 0% (внешний рынок). В конце отчетного периода компания затребовала компенсации общей суммы НДС из бюджета. Завышение суммы возмещения за счет учета операций в 0% по ставке 18% превысило 1,7 млн р. Это могло потребоваться в целях компенсации расходов от поломки «Электры».

Претензии МИФНС относятся к налоговой декларации за I кв. 2009 г. Согласно представленным налоговому органу документам ПШ ввез на территорию РФ морские нефтеналивные танкеры «Электра» и «Майя». Суда предназначались для временного пользования по договорам бербоут-чартера (без экипажа) и требовались для исполнения договора с ООО «Солид». Компания ПШ является оператором перевалки в российском порту «Кавказ», в который с ОАО «Саратовский НПЗ» для ОАО «ТНК-ВР» она перевозит продукцию.

Согласно документам с декабря 2008 г. для исполнения договора с «Солидом» использовался танкер «Электра». Однако уже в феврале он вышел из строя, и ПШ был вынужден задействовать судно «Майя». Т.к. ПШ, используя суда, получал выручку на внешнем и внутреннем рынке, он должен был вести раздельный учет входного НДС между ставками 18% (внутренний) и 0% (внешний). Однако арбитражным судом было установлено, что положений, касающихся раздельного учета услуг, оказанных с использованием каждого конкретного танкера, учетная политика ПШ не содержит.

Налог на добавочную стоимость велся в общем виде, т.е. операции, которые не облагаются НДС, пробивались по ставке 18%. В конце периода компания потребовала возместить ей НДС из бюджета, в т.ч. и по экспортным операциям, которые должны были учитываться с НДС в 0%. По подсчетам МИФНС, сумма необоснованно затребованного возмещения из бюджета превысила 1,7 млн р.

Согласно постановлению Федерального арбитражного суда (ФАС) Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) от 11 августа 2005 г. по делу №А26-451/2005-211, которым руководствуются арбитражные суды, вся ответственность за такое ведение учета ложится на налогоплательщика.

В постановлении ФАС СЗО отмечается, что при рассмотрении споров, связанных с возмещением НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0%, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения раздельного учета. В ней компания обязана изложить четко и ясно условия определения подлежащей возмещению доли НДС по экспортным и внутренним операциям и отразить это все в своей учетной политике для целей налогообложения. Принятая в организации методика деления НДС должна обеспечивать правильность исчисления той части НДС, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при реализации товаров на экспорт.

Решением Арбитражного суда Самарской обл. от 10 февраля 2010 г. в удовлетворении заявленных требований ПШ было отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 22 сентября 2010 г. в Казани (кассационная инстанция, ФАС Поволжского федерального округа) было принято решение о пересмотре дела в первой инстанции.

Однако аналитики, учитывая практику судебных разбирательств ПШ с ТУ Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Самарской обл., которые закончились в пользу последнего, оценивают шансы компании на оспаривание решения как минимальные.

По мнению аналитиков, отказ от пропорционального распределения заявленной к вычету суммы НДС в ПШ якобы мог быть намеренным, в целях компенсации расходов от поломки танкера «Электра».

ООО «Прайм Шиппинг» по результатам 2009 г. находится на 12-м месте среди крупнейших транспортных предприятий Самарской обл. Чистая прибыль компании в 2009 г. составила 681,8 млн р. по сравнению с аналогичным показателем 2008 г., рост составил более 15%.

Изначально итальянская судоходная компания Pietro Barbara приобрела Prime Shipping. Благодаря этой сделке итальянцы получили доступ к российским внутренним водным путям. Основными клиентами Prime Shipping в России выступают ТНК-ВР и «Лукойл».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

ООО «Прайм Шиппинг» было учреждено 20 июля 2005 г. в Самаре. Офис компании располагается по адресу: г. Самара, ул. Самарская, 61. В момент учреждения уставный капитал компании составил всего 16 тыс. р. На тот момент единственным учредителем ООО «Прайм Шиппинг» значилась итальянская компания «Пьетро Барборо». Позже уставный капитал ООО «Прайм Шиппинг» был увеличен до 10,016 млн р. С этого момента единственным официальным учредителем ООО «Прайм Шиппинг» стало АО «ПБ Инвестментс СА.» (Люксембург).