Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (354) | 17 января 2011г.
 

Сто дней Азарова

Новый глава Самары внедрил передовой подход к управлению муниципалитетом

Иван Григорьев

22 января исполняется сто дней со дня избрания Дмитрия АЗАРОВА (на фото) главой г.о. Самара. Первые три с небольшим месяца руководства Дмитрия Азарова Самарой уже дали определенный результат. Появился повод для возникновения первых оценок деятельности обновленной администрации. Тем более что давать оценку по прошествии первых ста дней пребывания у власти становится в современной России уже традицией.

Стремительное появление Азарова на политической арене Самары и столь же уверенная его победа на выборах мэра Самары, вероятно, могли удивить только тех, кто привык видеть себя на этой сцене старожилом. Хотя за истекшие три месяца присоединиться к числу сомневающихся в перспективах Азарова в качестве главы города имели возможность только те, кто разуверился в получении с его избранием определенных преференций и должностей в обмен на т. н. причастность к поддержке на выборах. Не исключено, что вскоре подобные, пока еще хаотические настроения этими лицами могут быть консолидированы в политически окрашенный тезис «о неправильном выборе самарцев».

И это при том, что Азарова нельзя назвать человеком «без прошлого». Его становление как управленца, действующего в режиме промышленных стратегий, происходило на крупных предприятиях губернии и холдинга «Волгопромгаз». Были и те, кто приписывал его успех на выборах именно этой связке.

Между тем ряд первоочередных мер, принятых Азаровым на посту главы Самары, позволяют судить о нем как об управленце, который в целях достижения заявленного на перспективу результата способен на применение эффективных мер. Молниеносность решений и четкая конкретика их содержания свидетельствуют о самостоятельности Азарова и о его компетенции. Что до сих пор нервирует тех, кто верит в это с трудом.

Некоторые из принятых Азаровым мер сторонники прежнего мэра Самары уже поспешили назвать радикальными. Речь идет не только об оспоренных по инициативе Азарова сделках по продаже муниципального имущества по заниженным ценам.

Первые сто дней Азарова серьезным образом отличают его от предыдущих мэров Самары еще и тем, что он помимо привычных для сторонних наблюдателей перестановок внутри административного аппарата уже успел организовать работу на предмет интеграции вверенного ему муниципалитета во взаимоотношения с органами исполнительной власти вышестоящих уровней. Между мэрией Самары и правительством Самарской обл. уже налажено конструктивное взаимодействие. Один из первых результатов совместной работы — достигнутая договоренность о том, что уже в 2011 г. на ремонт дорог областного центра будет выделено порядка полумиллиарда рублей. Вместе с деньгами бюджета города и бюджетов федерального и регионального уровня на дороги Самары, в т.ч. (впервые) внутриквартальные, будет направлено около 2 млрд р.

Привлечение в Самару столь существенных дополнительных средств по этому виду работ способно в определенной степени оживить экономику региона за счет вовлечения в кооперацию поставок стройматериалов субъектов бизнеса, базирующихся в соседних от Самары муниципальных образованиях. И это лишь один из фрагментов, позволяющих говорить о перспективе синергии г. Самары и других муниципальных районов Самарской обл.

Способность выстраивать внешние вертикальные и горизонтальные связи муниципалитета с другими органами власти является одной из определяющих характеристик главы этого муниципалитета как стратега.

Прежний глава Самары Виктор Тархов запомнился многим как весьма неоднозначный политик. Как показала практика, это не всегда является синонимом эффективного управленца. Тем более когда вопрос заходит о выстраивании взаимодействия в системе многоуровневых взаимоотношений. За время правления Тархова у самарцев сложилось впечатление, что муниципальная власть оказалась в административном вакууме. Образ внешнего врага в лице руководства органов вышестоящей исполнительной власти, наверное, был удобен мэру-политику для объяснения промахов в системе управления городом. Если это было действительно так, то мотивов для выстраивания взаимоотношений с органами исполнительной власти других уровней у него почти не было.

Примерно то же самое можно было сказать о безучастном отношении прежней администрации Самары к структуре, созданной еще в 2006 г., — ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской обл.». И это при том, что по результатам обмена информацией члены ассоциации могут от имени организации готовить предложения по изменению законодательства, которые затем направляются в губернскую и Государственную думы, а также в правительство области. Вплоть до недавней смены в Самаре мэра региональный центр был единственным из муниципальных образований Самарской обл., не представленным в этой ассоциации. Как отмечал уже новый руководитель департамента международного и межрегионального сотрудничества администрации Самары Виктор Кузнецов, ранее ничто не мешало городу войти в ассоциацию: «Но почему-то прежняя администрация не желала присоединяться к коллегам из других городов и районов». Основная задача этой ассоциации -способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.

При Азарове Самара вошла в состав Совета муниципальных образований Самарской обл. Интересы города в Совете будут представлять Дмитрий Азаров и председатель Думы г.о. Самара Александр Фетисов.

Между тем Азаров сумел в течение первых дней пребывания у власти продемонстрировать себя не только в качестве управленца-стратега, но и в роли инициатора весьма радикальных и в то же время логичных тактических решений.

Он переформатировал структуру управления мэрией Самары. Уменьшил количество первых заместителей, переподчинил под них главных распорядителей бюджетных средств соответственно функциональному назначению и тех и других. Произвел назначение руководящего персонала в соответствии с собственным видением способностей каждого из них решать поставленные задачи.

По сути, решения тактического и стратегического характера принимались Азаровым чуть ли не в ежедневном режиме. Накопленный им ранее опыт управленческой работы позволил делать это без оглядки на провалы предыдущей администрации Самары. Уже обозначенные Азаровым задачи отличаются предельной конкретикой, наличием четких сроков исполнения и ожидаемых результатов. Это позволяет любому жителю Самары спустя строго определенный период времени сделать вывод о качестве работы нынешнего мэра в рамках им же заявленных целей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Перечень некоторых задач, уже принятых мэрией Самары к реализации

1. В Самаре началась работа по созданию стратегии развития на долгосрочную перспективу.

2. Проведен аудит муниципального имущества.

3. Началась работа по проверке законности и безопасности строительных площадок.

4. Налажено взаимодействие с правительством Самарской обл.

5. Отменен аукцион по проведению торгов на заключение концессионного соглашения в отношении парка «Дружба». Отменен приказ о заключении концессионного соглашения в отношении парка им. Ю. Гагарина.

6. Началась работа по разработке концепции развития территорий досуга и отдыха.

7. Цены на проезд в общественном транспорте Самары с нового года не повышались.

8. Проезд ветеранам ВОВ в общественном транспорте — муниципальном и коммерческом — будет бесплатным всегда.

9. Создается рабочая группа по решению проблем обманутых дольщиков по тем объектам, заказчиками которых является департамент строительства и архитектуры.

10. Создана рабочая группа по решению проблем погорельцев.

11. Завершается подготовка генеральной схемы по очистке города.

12. Поручение всем чиновникам ходить пешком, чтобы быть ближе к проблемам жителей, взять на личный контроль наведение порядка на улицах города.

13. Достигнута договоренность с Фондом содействия реформированию ЖКХ о выделении г.о. Самара средств в размере свыше 600 млн р. на переселение и капремонт ветхого фонда города.

14. Благодаря инициативе Дмитрия Азарова объекты городской системы здравоохранения получат средства из федерального бюджета на модернизацию (капремонт и оснащение) медицинских учреждений. Заявка города уже принята в Минздравсоцразвития РФ.

15. Дмитрий Азаров поставил задачу в 2011 г. создать не менее 2 тыс. мест в детских садах.

16. В действии операция «Ликвидация» — во всех районах города сносятся незаконные киоски. Приоритет 2011 г. — наведение порядка в сфере потребительского рынка.

17. Разрабатывается программа развития спорта в Самаре.

Комментарии

Татьяна АКИМОВА, исполнительный директор регионального благотворительного фонда «Самарская губерния»

- Несомненно, что взаимодействие с областным правительством — необходимый и очень правильный шаг для города. Сложно было бы развиваться в одиночестве. Первые шаги мэра можно назвать конструктивными, и можно быть уверенным, что это позволит ему реализовывать эффективные проекты и в будущем. Единение, обмен опытом, наращивание связей всегда лучше, чем противостояние или обособленность. Вселяет надежду современность и открытость самого мэра. Примером является его блог, который заставил чиновников действовать более оперативно и эффективно. Пожалуй, впервые вижу ситуацию, когда жители не выступают в роли просителей и не ждут месяцами ответов на письма, а чиновники просто выполняют свои обязанности. Нравится, как выстроена информационная политика, заявления главы города и его заместителей конкретны и понятны жителям.

Отмечу, что наш фонд является организацией, которая может очень многое сделать для города. Сегодня, когда мы ведем переговоры, встречаемся с людьми, мы быстрее находим понимание, отсюда появляется надежда на эффективное сотрудничество.

Владимир ПЕРМЯКОВ, почетный гражданин Самары

- Сто дней — небольшой срок, но уже на этом отрезке можно заметить работу не только Дмитрия Азарова, а именно командную работу. Один ведь в поле не воин. С одной стороны, новая команда принесла много такого, чего никогда не было в столице губернии. Работает эта команда так, как, наверное, давно надо было работать. Начали раскручивать то, что надо было раскручивать. Это идет только на пользу городу. Пример — электронная карта с раскреплением зон ответственности за уборку всей территории Самары от мусора и снега. Раз я здесь работаю, значит, я должен и убирать, и вывозить отходы за свой счет — это справедливо. С другой стороны, мы имеем возможность наблюдать хорошо забытое старое. Все изменилось за счет незаметных на первый взгляд штрихов. Видно, что дело идет в гору. Сто дней уже дают плоды. Команде Азарова нужно так же уверенно двигаться дальше.