Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (352) | 20 декабря 2010г.
 

Бесхозяйственный подход

«Газпром Трансгаз Самара» лишился кабеля связи по собственной беспечности

Илья Казаков

7 декабря Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение по иску ООО «Газпром Трансгаз Самара» (ГТС) к ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» (Приволжскнефтепровод). Компания, возглавляемая Олегом СТЕПАНЕНКО (на фото), требовала от структуры Транснефти контрибуции за повреждение кабельных линий связи ГТС. Повреждение произошло на участке около райцентра Кошки. Ковш экскаватора зацепил кабель прямо над нефтепроводом. Однако за отсутствием информационных табличек и желания ГТС уведомлять о положении своих коммуникаций суд в удовлетворении иска ГТС отказал.

26 мая 2010 г. работники Приволжскнефтепровода на 160-м км нефтепровода «Покровка-Кротовка» вскрывали нефтепровод под приварку вантуза. Работы производились по наряду допуску №1748 от 18 мая 2010 г., в присутствии представителя Средне-Волжского производственно- технологического управления связи (СВ ПТУС), чей кабель, согласно документам, находился на участке. Кроме кабеля связи СП ПТУС и нефтепровода никаких коммуникаций в месте производства работ на местности обозначено не было.

Однако при снятии грунта над осью нефтепровода ковшом экскаватора были повреждены кабель связи СВ ПТУС и два кабеля связи, принадлежащие Самарскому ПУТ С ООО «Газпром трансгаз Самара».

При осмотре места повреждения выяснилось, что на данном участке кабели связи уложены вместе в одну траншею с приближением к нефтепроводу на расстоянии менее 1 м. В месте проведения земляных работ кабели вообще оказались проложены прямо над нефтепроводом. В акте «О нарушении Правил охраны линий и сооружений связи РФ» от 21 мая 2010 г. представитель Приволжскнефтепровода отметил, что кабель проложен в охранной зоне нефтепровода, всего в 1,5 м от трубы без какого-либо обозначения на местности. На основании данного факта Приволжскнефтепровод заявил, что его вины в повреждении линий связи нет.

Согласно п. 9 «Правил охраны линий и сооружений связи РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 9 июня 1995 г. №578, на трассах кабельных линий связи вне городской черты устанавливаются информационные знаки, являющиеся ориентирами. Как следует из материалов дела, на данном месте предупредительные знаки, позволяющие установить наличие и принадлежность линий связи, установлены не были.

Из представленных фотоматериалов, содержание которых ГТС не смог оспорить, следует, что до повреждения линий связи предупредительные обозначения находились на значительном удалении. Знаки полностью выцвели, поэтому по ним нельзя было определить, что они обозначают.

Кроме того, согласно выписке из Паспорта магистрального нефтепровода «Покровка-Кротовка» следует, что он введен в эксплуатацию в 1951 г. Тогда как из представленного ГТС договора аренды имущества с ОАО «Газпром» поврежденные линии связи проложены лишь в 1982 г. и 1988 г. Т.е. значительно позднее прокладки и ввода в эксплуатацию магистрального нефтепровода. При таких обстоятельствах, по мнению суда, именно на владельце линий связи лежала обязанность по информированию владельца нефтепровода о прокладке линий связи в непосредственной близости от магистрали.

ГТС должен был согласно условиям совместной эксплуатации предусмотреть технический коридор. Однако представить суду доказательства надлежащей работы по этому направлению ГТС не смог. Компания уведомила Приволжскнефтепровод о разрушении кабеля лишь после факта разрыва.

Поскольку Приволжскнефтепровод проводил плановые работы по ремонту собственного имущества в охранной зоне магистрального нефтепровода, суд не усмотрел его вины.