Новым законом «Об обязательном медицинском страховании» устанавливаются принципы делегирования полномочий РФ по реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) органам государственной власти субъектов федерации. Проще говоря, все муниципальные учреждения здравоохранения станут государственными. О новой системе координат в здравоохранении, прямых финансовых взаимоотношениях главных врачей лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ) корреспонденту «Хронографа» рассказал руководитель департамента здравоохранения мэрии г.о. Тольятти Александр ИЗОСИМОВ.
- Александр Николаевич, как известно, главные врачи уходят в прямое подчинение Министерству здравоохранения и социального развития. Лично вы каким видите процесс перехода? - Для главврачей это, конечно, замечательно. Появится т.н. «одноканальное» финансирование, т.е. содержание и собственно сам лечебный процесс будут финансироваться из одного источника. Казалось бы, отличные условия для работы, а самое главное — существенное расширение их полномочий. Однако хотел бы предупредить всех руководителей ЛПУ: процесс перевода из муниципального подчинения в областное не будет автоматическим. Каждая конкретная кандидатура главного врача будет оцениваться персонально. Во внимание будет принято все: организация лечебного процесса, наличие либо отсутствие претензий по перерасходу средств территориального фонда (ТФ) ОМС, количество и качество медицинских услуг, участие либо неучастие в госпрограммах. Свою состоятельность на занимаемом посту каждому придется подтверждать. Сотрудники министерства проведут полную ревизию. Придется аттестоваться. И дальше министр сам будет принимать решение. Министр не имеет права сделать организацию медпомощи хуже, чем ее организовывал муниципалитет. - Лично вам как чиновнику чем может грозить подобная масштабная рокировка? Департамент свою актуальность потеряет. Насколько высоки лично ваши шансы выпасть из структуры тольяттинского здравоохранения? - Не могу ничего сказать по этому поводу. Совершенно точно знаю, что решение о месте каждого конкретного человека во всей будущей структуре будет принимать министерство здравоохранения. На сегодняшний день, когда будет решаться вопрос о переводе, начинать будут, разумеется, с департамента. Поскольку департамент как подразделение мэрии должен будет прекращать свою деятельность. Может быть, в управленческой структуре будут те же люди, что и сейчас, а может, министерство примет другое кадровое решение. Но, думается, стоящих работников никто никуда не выгонит. Простой пример: ранее у нас в государственное подчинение ушло 7 социально важных учреждений. В область было передано все, что касается туберкулеза, психических расстройств, наркологии, венерологии, переливания крови. Непосредственно в этих ЛПУ руководство и сотрудники прошли аттестацию, анкетированное, тестирование, аудит. Была подтверждена их профессиональная пригодность. Эти ЛПУ по-прежнему оказывают свои услуги тольяттинцам, и, что главное, почти все те же люди остались на местах. В связи с этим я думаю, что все тольяттинское здравоохранение ждет экзамен, как все и здравоохранение России в целом. Возможен еще один вариант развития событий — это делегирование полномочий от субъекта на муниципальный уровень. Как раз тольяттинское здравоохранение, на мой взгляд, вполне может пойти по этому пути. - В частности, в Тольятти циркулирует информация о неравномерности финансирования различных лечебных учреждений. Причем распределение средств на содержание осуществляется, скажем так, по личностному принципу. - У нас есть нормативы, ниже которых мы финансировать содержание не имеем права. | | А что я как представитель мэрии не могу ни при каких обстоятельствах, хоть пожар, хоть потоп, так это отрывать средства у тех ЛПУ, которые участвуют в федеральных программах. И дело не в том, что мы хотим казаться хорошими, и лично нам хочется иметь хорошие показатели по нацпроекту. Простой пример: если по нацпроекту приходит новая техника, мы как мэрия (балансодержателя ЛПУ) обязаны ее принять и обеспечить ее функционирование в ЛПУ. Установка лечебно-диагностической аппаратуры имеет свои требования к помещениям и сетям в них. В противном случае ее установка не будет соответствовать нормативам или техника вовсе выйдет из строя. Очень часто в помещениях под диагностику требуется ремонт и еще чаще — ремонт проводки. Прозаические вещи, но без них никуда. И все эти вопросы упираются в деньги. Соответственно, мы не можем оторвать средства, выделенные на ремонт помещений и проводки в ЛПУ, участвующих в нацпроекте, и отдать тому, кто больше нравится. В противном случае мы не получим оборудования и вылетим из нацпроектов. Кому от этого будет лучше? Другим городам. Если бы я, как чиновник, кого-то «зажимал» вопреки закону и здравому смыслу, я бы уже получил публичный нагоняй. От министерства здравоохранения и от мэра. Либо от прокуратуры. Или получил бы нагоняй непубличный, но тщательно растиражированный, как вы, журналисты, выражаетесь, «источниками, знакомыми с ситуацией». Однако этого нет, как видите. Поскольку нормативы финансирования ЛПУ соблюдаются, все учреждения лицензированы, а это опять же говорит об относительном благополучии имущественного комплекса ЛПУ. - Может быть, во избежание подобных инсинуаций, попросту искать больше денег на здравоохранение? - Знаете, денег много не бывает. Их всегда будет меньше, чем нам бы хотелось. Тем более в дефицитном бюджете, который, как вы знаете, уже сформирован и принят. Соответственно, каждый главный врач должен быть еще и сам себе экономистом — это касается не только собственно лечебных услуг, и хозяйственной деятельности. Расходование финансовых потоков внутри ЛПУ, обоснованность назначенного лечения периодически проверяется как Минздравом, так и структурами ТФОМС. И, к сожалению, нарушения так или иначе все равно присутствуют. Они являются своеобразным индикатором того, что система менеджмента в ЛПУ, к сожалению, отлажена пока не везде. Вынуждены признать, что наше здравоохранение испытывает кадровый дефицит, и не только среди врачебных специальностей, но и в части менеджмента. Совершенно очевидно, что главные врачи обязаны уменьшать уровень госпитализации, особенно необоснованной, а также развивать оказание поликлинической и амбулаторной помощи, развивать стационарозамещающие и высокотехнологичные виды оказания медицинских услуг. По факту же, имеющийся лечебно- диагностический потенциал и технологии позволяют сделать процесс рациональным, лечить легкие болячки без госпитализаций и, что важно, сконцентрироваться на высокозатратных нозологиях. Сейчас департамент не может указывать главным врачам, что и как им лечить. Департамент лечебный процесс не финансирует, заданий ЛПУ не формирует, зарплат врачам не платит — это прерогатива субъекта федерации. Когда все здравоохранение станет министерским, главные врачи сами волей-неволей подтянутся к новым требованиям. Бегать и выбивать деньги в обход других ЛПУ станет невозможным. | | - Хорошо, трансформация здравоохранения — процесс трудоемкий, а самое главное — не всем понятный. Но каков приоритет на ближайшие годы? Чем придется заниматься пока департамент существует? - Реализацией федеральных программ плюс модернизацией здравоохранения. По дорожному травматизму у нас совершенно четкая федеральная установка: укладываться в т.н. «золотой час». Это повсеместная проблема. Но все, что в этом случае от медика зависит, -это просто прибыть вовремя и оказать квалифицированную помощь. После этого шансы на выздоровление у больного будут крайне высоки. Но количество пострадавших у ДТП у нас гораздо меньше, нежели больных с острыми сердечными и сосудистыми нарушениями. Считаю, что «локальная» задача — довести стандарты «золотого часа» по кардиологии, и в первую очередь эти требования должны касаться служб скорой медицинской помощи. Болезни сердечно-сосудистой и нейрососудистой систем — вот где проблема нашего времени. Такого же мнения придерживается министерство здравоохранения. А что делать? В первую очередь надо менять систему оказания скорой помощи. Изменить систему приема больных в стационаре, подготовки кадров, финансирования. Надо зарплату дать людям, чтобы у нас были профессионалы на скорой. Необходимо оснастить автомобили скорой, приемные отделения необходимым оборудованием. Не так уж это и дорого по сравнению с тем количеством смертей, которые мы имеем на дому. Могу сказать, что в Тольятти традиционно низкий показатель смертности, как в общем, так и по трудоспособному населению. Смертность на дому также традиционно ниже, чем в целом по области. Причем это относится как к общему показателю, так и к смертности трудоспособного населения. Но это не значит, что мы можем успокоиться на имеющемся результате. У нас есть система скорой помощи, сердечно-сосудистое отделение в ГБ №2 им. Баныкина, диагностическое и лечебное оборудование, кадры и технологии. Все время, что лично я буду находиться в должности руководителя департамента здравоохранения, департамент будет заниматься выстраиванием всех этих составных элементов в единую систему, работающую на пациента. - Достаточно скандальная тема последнего времени — визит чиновников мэрии во Францию. Известно, что во Франции были и Вы. Чем был обусловлен визит? Почему понадобилось уезжать в момент формирования бюджета? - Конечно, удобнее думать, что это был своеобразный отпуск. Но разочарую: поездка была сугубо рабочей. А бюджеты формируются, вообще-то, не в последний момент перед принятием. Работа над финансовыми документами осуществляется непрерывно: зачастую это просто реализация долгосрочных прогнозов, того, что было запланировано и год, и два назад. Что касается моего визита во Францию. Поездка состоялась не за счет средств бюджета. Тема — организация неотложной медицинской помощи при острых состояниях: ДТП, инфаркты, инсульты. Это был очень плодотворный визит. Помимо Тольятти обучение прошли представители Москвы, Московской обл., Казани и других регионов РФ. Во-первых, что касается организации медпомощи при неотложных состояниях, поразил принцип приближения этой помощи к пациенту. Если в приграничных областях Франции пострадавшего с острым состоянием ближе везти в госпиталь в Германию, его везут в Германию. Нет понятия «наш» и «не наш» пациент. В систему включены как государственные, так и частные госпитали. Неотложную помощь умеют оказывать все работники оперативных служб: полицейские, пожарные, спасатели. Причем на очень хорошем уровне. Более того, во время оказания неотложной доврачебной помощи оказывающие эту самую помощь находятся на непрерывной связи с врачом. Очень многое из того, что увидел, осуществимо и в Тольятти. При этом наша главная задача в том, чтобы больные вовремя попадали к нам и мы не давали им умирать на дому или в приемных отделениях. Свою задачу я вижу в том, чтобы тольяттинское здравоохранение использовало принцип «золотого часа» не только при дорожном травматизме, но и при всех неотложных состояниях. |