Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (352) | 20 декабря 2010г.
 

Убыточные инноваторы

Самарские муниципальные перевозчики освоили 17 миллионов без тендера

Илья Казаков

Около полутора месяца назад бортовыми терминалами ГЛОНАСС/GPS/GSM был оснащен весь парк самарских МП «Пассажиравтотранс» и МП «Трамвайно- троллейбусное управление» (МП ТТУ). Сегодня есть основания для подведения некоторых промежуточных итогов работы. Общая сумма потраченных средств на оснащение более 1 тыс. транспортных средств превысила 17,34 млн р. Партнером уже длительное время убыточных МП, без проведения какого либо тендера, стало ОАО «МТС». В администрации Самары считают, что происходящее вполне законно, заявляя, что МП — это самостоятельные юрлица, вмешательство в деятельность которых недопустимо.

Компания МТС заявила о запуске системы мониторинга в начале ноября 2010 г. В ходе реализации проекта на основные виды городского транспорта были установлены терминалы ГЛОНАСС/GPS/GSM. Они позволяют отслеживать движение транспортного средства в реальном времени на территории Самары и Самарской обл. Терминалы с помощью мобильного Интернета МТС передают на сервер информацию о местонахождении городского транспорта, подключенного к программе, с заданной периодичностью. После обработки информации МП «Пассажиртранссервис» получает возможность анализировать данные.

Подвижной парк МП «ТТУ» состоит из 424 трамвайных вагонов и 249 троллейбусов. Парк Пассажиравтотранса на 1 января 2010 г. состоял из 411 автобусов различных марок. В общей сумме это 1084 подвижных объекта, на которые были установлены навигаторы и sim-карты МТС.

По информации МП «Пассажиравтотранс», стоимость одного комплекта бортового навигационно-связного терминала с установкой составила 16 тыс. р. В общей сумме это более 17,34 млн р. Однако никаких тендеров и аукционов предприятия на закупку терминалов и sim-карт не проводили. «Т.к. речь идет об инновационном сервисе, единого тендера не проводилось», — пояснила специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова.

В этой связи сложно говорить о какой-либо реальной рыночной оценке данных контрактов.

По словам Карповой, договоры на услуги связи (закупку sim-карт) с транспортными предприятиями Самары были заключены оператором в III-IV кв. 2010 г. МП «Пассажир-ТрансСервис» ранее якобы искало партнера, который обладает достаточной экспертизой в сфере услуг передачи данных, имеет опыт похожих проектов и предлагает разумную и доступную тарификацию. Однако почему МП не удалось найти предложения других операторов в данном виде услуг и создать условия для конкурентной борьбы, остается загадкой.

«Билайн» активно работает в направлении предоставления услуг мониторинга транспорта. Нами разработаны и постоянно совершенствуются различные схемы партнерского взаимодействия со специализирующимися в этой области предприятиями», — заявила старший специалист по внешним коммуникациям Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Алена Лелекова. Аналогичные услуги предоставляет и ОАО «Мегафон».

Принцип определения поставщика терминалов для МП также остался не ясен. Не исключено, что и тут муниципальные перевозчики обошлись без тендера. На запросы «Хронографа» руководители МП «Пассажиравтотранс» Дмитрий Полулях и МП «ТТУ» Дмитрий Сараев не ответили.

Руководитель управления информации и аналитики администрации Самары Елена Яшина сообщила, что поскольку МП являются самостоятельными юридическими лицами, то вопросы о закупке спутниковой аппаратуры, параметрах и условиях принимаются ими самостоятельно и в соответствии с гражданским законодательством. «Вмешательство в их деятельность со стороны иных лиц, в т.ч. и департамента транспорта, недопустимо», — заявила Яшина.

По данным Яшиной, финансирование указанных мероприятий производится за счет собственных средств МП. Однако в реальности транспортные МП давно выживают за счет поддержки со стороны городского бюджета.

Более того, по заверениям директора МП «Пассажиртранссервис» Евгения Евсеева, оснащение транспорта даже курируется администрацией города. В начале ноября директор в своем комментарии компании «МТС» отметил, что на муниципальный транспорт системы мониторинга устанавливаются в обязательном порядке, на коммерческий установка рекомендована городскими властями.

В то же время по итогам шести месяцев 2010 г. транспортные МП оказались самыми убыточными из всех МП Самары. Наибольшие убытки за этот отчетный период получены МП «ТТУ» (132,8млнр.), МП «Самарский метрополитен» (22,5 млн р.), МП «Пассажиравтотранс» (21,1 млнр.). На этом фоне расходы в 17,34 млн р. не стыкуются с планом администрации по развитию муниципального сектора экономики на 2011 г. И тем более непонятно, как эти МП могут реализовывать эту программу за счет собственных средств, если они убыточные.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Елена ЯШИНА, руководитель управления информации и аналитики администрации г. о. Самара

- Администрация Самары не принимала нормативных правовых актов, касающихся оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации. Вопросы оснащения подвижного состава организаций, оказывающих услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом Самары, регулируются действующим законодательством РФ. Если, по вашему мнению, в деятельности муниципальных предприятий имеют место какие-либо нарушения действующего законодательства, рекомендуем обратиться с соответствующим заявлением в департамент по вопросам общественной безопасности и контроля администрации Самары.