Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (349) | 29 ноября 2010г.
 

Эффектно не получилось

«Большая тройка» вышла на самарский рынок широкополосного доступа

Илья Казаков

Этой осенью на рынке фиксированного ШПД в Самарской обл. начали работу все игроки «Большой тройки». Поглощение бизнеса федеральных операторов фиксированного ШПД обеспечила ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком» и ОАО «Мегафон» базой коммерческих клиентов. Развивать сегмент прямых продаж для частных потребителей сотовикам мешают отсутствие полного покрытия и наладка клиентских отделов и служб поддержки. Кроме того, им предстоит конкурировать с закрепившимися на местном рынке фиксированного ШПД ЗАО «ЭР-Телеком» и ОАО «ВолгаТелеком».

«Большая тройка» взамен постройки полноценной новой инфраструктуры предпочла в Самарской обл. покупку уже действующих игроков с необходимым ресурсом. Первым среди мобильных операторов на рынок ШПД Самарской обл. вышел Вымпелком. Он приобрел 100% оператора Golden Telecom, а затем его «дочку» ООО «Корбина Телеком». В июне 2010 г. «Мегафон» приобрел одного из крупных российских магистральных операторов связи — Группу «Синтерра». В октябре 2010 г. первые итоги интеграции в Поволжье подвели ОАО «МТС» и ОАО «КОМСТАР-ОТС». Обе эти компании аффилированы АФК «Система».

За исключением Вымпелкома, все операторы на данный момент смогли выйти лишь на рынок ШПД крупных государственных и корпоративных клиентов Самарской обл. — по схеме оптика до клиента. Как отметил директор Приволжского филиала ЗАО «КОМСТАР-Регионы» Виталий Клишин абонентами КОМСТАРа (бренд «МТС») в Самаре и Тольятти являются около 800 предприятий и организаций. В основном, это крупные компании: ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Банк ВТБ» или госорганы: следственное управление, управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

«У нас уже есть абоненты из числа физических лиц. В основном, это жители новостроек», — признался Клишин. Однако массовый выход на частного потребителя у «МТС», как, впрочем , и у «Мегафон» задерживается. На данном этапе заметна разница с ОАО «ВолгаТелеком», предлагающим ШПД по технологии ADSL. Значительная часть инфраструктуры досталась ему в наследство со времен СССР. Чтобы начать оказывать услуги ШПД, ВолгаТелеком просто установил дополнительное оборудование в своих АТС, а сигнал пустил по имеющимся телефонным проводам.

«Большой тройке» наоборот придется изыскивать ресурсы, чтобы построить сеть сразу по всем крупным городам Самарской обл. или произвести покупку крупных самарских операторов фиксированного ШПД. Начальник отдела взаимодействия с региональными PR-менеджерами Поволжского филиала ОАО «Мегафон» Мадина Таюпова по поводу перспектив своей компании отметила: «Изначально в компании была принята стратегия строительства собственной сети». Что касается операторов сотовых сетей «Билайн» и «МТС», то они наоборот приняли за основу стратегию покупки уже действующего бизнеса. Хотя Клишин сообщил, что рассматриваются все варианты развития фиксированного ШПД в Самарской обл. исходя из экономической целесообразности в каждом конкретном случае.

Работа в сети Интернет становится повседневной практикой
Работа в сети Интернет становится повседневной практикой

Однако по мнению аналитиков, крупные игроки, вроде ВолгаТелекома и ЭР-Телекома с качественными сетями и со стабильным потоком средств от своей клиентской базы вряд ли откажутся от этого бизнеса по цене, которая не будет предполагать значительной премии к рыночной стоимости их бизнеса. Провайдеры, которые готовы продаваться, как правило, имеют высокую долговую нагрузку и сети сомнительного качества. Так что, покупая местных операторов «МТС», и «Мегафону» придется делать ставку на середняков, т.к. приобретая вовсе небольшие региональные компании, их сложно будет консолидировать, а затраты на их интеграцию будут несоизмеримы с реальной прибылью.

Кроме того, даже имея в активе несколько крупных местных сетей, их придется расширять, увеличивая зону присутствия даже в конкретно взятом районе. Это потребует затрат на «дотяжку» до домов оптоволокна, на получение договоренностей с жильцами и их представителями о размещении узлов связи на чердаках и трубостойках в подъездах домов. Процесс объединения с местными операторами под одним брендом потребует наладки общего клиентского сервиса и службы поддержки. У многих фиксированных операторов на это уходят годы.

В таких условиях продвигать услуги массово, как это пытаются сделать игроки «большой тройки», получится нескоро. Клиент, зная бренд, будет обращаться, но получать отказ — до его дома провайдер еще не довел свои сети.

После покрытия сетью фиксированного ШПД крупных городов Самарской обл. «Большой тройке» предстоит организовать переток клиентов. Даже без сотовых операторов каждый, почти каждый дом в Самаре и в Тольятти в среднем охвачен двумя-тремя сетями и процент свободных абонентов минимален. Аналитики отмечают, что задействовать механизмы демпинга, актуальные в мобильной связи, уже не получится.

По аналогии с Москвой и Санкт-Петербургом в Самаре и Тольятти стоимость тарифов проводного ШПД зафиксировалась. До середины 2008 г. в первую очередь ВолгаТелеком и ЭР-Телеком шли по пути агрессивного снижения цен. Компаниям якобы была даже не принципиальна на этом этапе рентабельность бизнеса. ВолгаТелеком получал основной доход от проводной телефонии, а стратегия ЭР-Телекома была ориентирована на выход на IPО. Соответственно компании стремились захватить с помощью низких цен как можно большую рыночную долю, а выводить ШПД-проекты на самоокупаемость и возвращать инвестиции планировали потом.

В год темпы снижения абонентской платы достигали 50%. Однако ближе к концу лета 2008 г. падение цен у этих операторов остановилось.

ЭР-Телеком сделал в Самаре очередной ход, но вместо того, чтобы сбросить цены, удвоил скорость действующих безлимитных тарифов и конкуренция перешла в новую плоскость. Кроме того, в качестве методов конкуренции, аналитики не исключают информационно-маркетинговой войны между операторами.

Одним из проявлений этой войны можно назвать прием массового предложения новым клиентам на начальных этапах «подарочных» месяцев. Это фактически дает абоненту возможность какое-то время не платить за Интернет, но зачастую является лишь временной мерой получения лояльности. Кроме того, из ценовой сферы конкуренция может сместиться в область предоставления различных дополнительных сервисов и ресурсов. Это могут быть медиаконтент, игровые ресурсы или антивирусное программное обеспечение. Однако это все потребует дополнительных инвестиций и времени.

Комментарии

Виталий КЛИШИН, директор Приволжского филиала ЗАО «КОМСТАР-Регионы» (сеть «МТС»):

- Поскольку КОМСТАР в основном работает на рынке В-2-В, то главная тенденция строительства — клиентские сети, соответствующие потребностям наших абонентов. Естественно, проекты должны быть конкурентоспособны и окупаемы. Строительство ведется по архитектуре — оптика до клиента.

Алена ЛЕЛЕКОВА, старший специалист по внешним коммуникациям Самарского филиала ОАО «Вымпелком» (сеть «Билайн»):

- Доминирование мобильных игроков на рынке ШПД станет реальностью в среднесрочной, три-пять лет, перспективе, а углубление процессов консолидации приведет к тому, что мобильные и фиксированные сети будут либо сосуществовать в рамках одной группы компании, либо, что менее вероятно, тесно взаимодействовать в процессе оказания услуг.

Мадина ТАЮПОВА, начальник отдела взаимодействия с региональными PR-менеджерами Поволжского филиала ОАО «Мегафон»:

- Основным преимуществом фиксированного ШПД от сотового оператора является, прежде всего, универсальность. Клиент может получить весь комплекс услуг фиксированной и мобильной связи у одного оператора, что, в конечном счете, гораздо выгоднее, чем если покупать услуги у разных операторов.

Владислав ИСАЕВ, аналитик ИК «Финам»:

- Тот, кто не сможет предложить комплексное предложение по телекоммуникационным услугам на базе комбинации фиксированной и мобильной связи, будет проигрывать. Уже сегодня мы наблюдаем постоянно растущий спрос на пакетные услуги. Также можно предположить, что на рынке телекома произойдет некая стабилизация конкурентной ситуации. Уже сейчас на высококонкурентном рынке ШПД выделились основные игроки, которые определяют правила игры. Очевидно, что в конкурентной борьбе выживут крупные компании, которые имеют возможность инвестировать в развитие услуг и инфраструктуры, обеспечивающей качество оказания услуг и сервиса.