Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (345) | 25 октября 2010г.
 

Лифты ждут старта

Создание в Тольятти нового предприятия тормозит один из акционеров

Константин Грайко

5 октября состоялось собрание акционеров ОАО «Лифтэлектросервис» (ЛЭС), которое в равных долях принадлежит ОАО «АВТОВАЗ» и мэрии г.о. Тольятти. Руководитель департамента экономического развития тольяттинской мэрии Денис ЖИДКОВ был утвержден в должности нового председателя совета директоров. Но основной темой для обсуждения стала реализация мероприятий в рамках проекта по созданию в Тольятти лифтосборочного производства. По всей вероятности, со сменой власти в секторе корпоративной политики ОАО «АВТОВАЗ» у мажоритариев ЛЭС появились некоторые разногласия в данном вопросе.

Заводу — быть!

Напомним, что 17 сентября т.г. на заседании инвестиционной комиссии при мэрии г.о. Тольятти было принято решение о включении в инвестиционный паспорт города проекта «Организация производства готовых лифтокомплектов на территории г.о. Тольятти», представленного ОАО «Лифтэлектросервис» (ЛЭС). Реализовать проект планируется в сотрудничестве с ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ) на производственной базе ЛЭС. Учредителями ЛЭС в равной степени (по 50%) выступают мэрия Тольятти и ОАО «АВТОВАЗ».

Руководитель департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти Денис Жидков, отвечая на запрос «Хронографа», сообщил, что «бизнес-план инвестиционного проекта «Организация производства готовых лифткомплектов на территории г.о. Тольятти» разработан в соответствии со стратегией развития ОАО «Лифтэлектросервис» до 2015 г., утвержденной на совете директоров компании». Проект предусматривает программу производства 300 лифтокомплектов в год и создание новых рабочих мест для 98 человек. По графику организации производства уже в 2011 г. должен начаться выпуск лифтокомплектов с использованием разрешительной и технической документации ЩЛЗ. По оценкам специалистов, ЩЛЗ производит до трети лифтов, выпускаемых на территории России, и является крупнейшим лифтостроительный предприятием страны.

Необходимо отметить, что в связи с вступлением в силу технического регламента о безопасности лифтов, утвержденного постановлением правительства РФ от 2.10.2009 №782, вопросы перспективного развития лифтового комплекса, замены и модернизации лифтов в жилищном фонде, проблемы лифтового хозяйства рассматриваются на федеральном уровне Министерством регионального развития РФ совместно с ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Широкая номенклатура выпускаемого лифтового оборудования позволяет ЩЛЗ активно участвовать в программе по замене и модернизации лифтового оборудования многоквартирных домов согласно 185-ФЗ от 21.07.2007. Кроме того, в т.г. предприятие начало выпуск лифтов, соответствующих 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности» и отвечающих европейским стандартам ресурсосбережения. Эти факторы стали основными критериями выбора партнера для создания СП.

Осознанная необходимость

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской обл. Николай Колесников сообщил, что в «настоящее время на территории городских округов Самарской обл. необходимо произвести замену лифтов в связи с выработкой нормативного срока эксплуатации в количестве около 4 тыс. ед.,

Нерасторопность АВТОВАЗа тормозит модернизацию лифтового фонда
Нерасторопность АВТОВАЗа тормозит модернизацию лифтового фонда

по причине морального износа, отсутствия запасных частей и несоответствия техническим требованиям — 105 ед.». Собственно, такая же ситуация сложилась во всех других городах России, где пик высотного строительства пришелся на 70-80-е гг. прошлого века. Поэтому замена лифтов и является существенной частью федеральной программы реформирования ЖКХ. При таких объемах лифтовики столкнулись с проблемой поставки оборудования. Лифтостроительные заводы страны работают «с колес», но спрос все равно превышает предложение.

Одними из первых данную проблему попытались решить наши соседи из Татарстана. В Набережных Челнах руководством ООО «Челнылифт» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» было принято решение о создании совместного предприятия ООО «Камский лифтостроительный завод» (КамЛЗ). В июле 2009 г. на производственных площадях ООО «Челнылифт» КамЛЗ приступил к выпуску продукции. Результат проявился незамедлительно. Если в предыдущие годы в Набережных Челнах менялось примерно по два десятка лифтов, то в 2009 г. под замену попало 144. В т.г. Челнылифту предстоит заменить в городе более 500 лифтов, а КамЛЗ снабжает лифтовым оборудованием уже практически весь Татарстан.

Надо сказать, что заинтересованность в создании подобных сборочных производств взаимная. Таким образом решается проблема не только нехватки оборудования для модернизации лифтового хозяйства, но и отпадает необходимость лицензирования выпускаемой продукции, поскольку работа ведется под контролем ЩЛЗ. А подмосковное предприятие получает возможность расширения производства за счет экспансии в регионы. Кроме того, значительно снижаются затраты покупателя, прежде всего за счет сокращения транспортной составляющей. По подсчетам специалистов, только на логистике можно сэкономить до 15%, а общее снижение стоимости лифта может составить до 100 тыс. р.

Разработчики тольяттинского проекта полагают, что в перспективе данное лифтостроительное предприятие сможет удовлетворить потребности жилищно-коммунального сектора не только Тольятти, но и всей Самарской обл., а возможно, и прилегающих регионов. При этом очевидно, что для успешного развития производства необходимо обеспечить сбыт продукции. Учитывая состояние лифтового хозяйства в области, спрос на лифты местного производства не вызывает сомнения. В крупнейших городах губернии реализуются мероприятия целевых программ «Развитие лифтового хозяйства г.о. Самара на 2008-2012 гг.» и «Капитальный ремонт, модернизация и диспетчеризация лифтового хозяйства жилищного фонда в г.о. Тольятти на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.». Кроме того, будут строиться новые объекты как в промышленном секторе, так и в гражданском. Соответственно, необходимость в различных подъемных устройствах будет постоянная.

Тяжелое раздумье

По словам коммерческого директора ЩЛЗ Александра Цыганкова, «все подобные сборочные производства строятся по определенной схеме, в которой в обязательном порядке ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» должно входить в состав акционеров создаваемого предприятия, что, безусловно, является темой для дальнейших переговоров». Как показывает практика, доля ЩЛЗ в подобных СП составляет больше половины (от 51 до 70%). Мажоритариям Лифтэлектросервиса как раз и осталось только договориться с подмосковными лифтостроителями о распределении уставного капитала, поскольку остальные вопросы, в принципе, уже решены.

Однако специалисты по корпоративной политике АВТОВАЗа не торопятся вести переговоры. Вместо того чтобы определиться с участием во вновь создаваемом предприятии, они в очередной раз запросили для изучения бизнес-план по созданию СП, который был исследован представителями учредителей и одобрен на собрании совета директоров еще в конце мая. Такое затягивание начального этапа реализации проекта может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку речь идет о подготовке эмиссии акций предприятия и привлечении довольно солидных заемных средств. В целом вложения инвесторов должны сформировать более 90% средств, направляемых на реализацию проекта.

В момент, когда на рассмотрение Тольяттинской городской думы вот-вот будет внесен проект бюджета на 2011 г., подобная позиция АВТОВАЗа выглядит не совсем логичной. Учитывая активную политику градообразующего предприятия по избавлению от непрофильных активов, нетрудно предположить, что ОАО «Лифтэлектросервис» входит в число тех зависимых предприятий, которые рассматриваются в качестве непрофильного балласта и предназначены для продажи. Но отсутствие интереса к лифтовой отрасли не мешает ответственным лицам от автозавода затягивать процесс реализации экономически выгодного для региона проекта. В итоге сложившаяся ситуация очень напоминает русскую народную забаву под названием «Ни себе, ни людям».

Комментарии

Александр ЦЫГАНКОВ, коммерческий директор ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»

- Сборочные предприятия создаются Щербинский лифтостроительный заводом с обоюдной целью, удовлетворяющей интересы как завода, так и региона, в котором создается предприятие. В регионе создаются дополнительные рабочие места, отчисление налогов идет в местный бюджет. Сроки поставки оборудования, гарантийного и постгарантийного обслуживания для заказчика существенно снижаются. Экономия средств осуществляется также за счет транспортной составляющей. Происходит увеличение заказов в регионе в связи с заинтересованностью самого предприятия в наращивании объемов и поиске потенциальных покупателей. Создание СП положительно влияет на выбор местной администрацией соответствующего производителя продукции. Хочется надеяться на взаимовыгодное сотрудничество и положительные результаты в реализации проекта по созданию совместного предприятия с ОАО «Лифтэлектросервис».