Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (142) | 3 июля 2006г.
 

Сюрпризы для рекламы

Обновленный закон «О рекламе» отразится на рекламном бизнесе

Анна Солоднева

С 1 июля 2006 г. вступил в силу новый закон о рекламе. Федеральный закон №108-ФЗ от 18.07.95 «О рекламе» действует чуть более 10 лет. Однако законодатели уже решили, что за этот небольшой срок возникла необходимость его обновления. По этому вопросу руководитель Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской области Петр ТОРКАНОВСКИЙ (на фото) уже провел несколько разъяснительных семинаров, на которых во всех подробностях рассказал об изменениях в законе.

Закон 1995 г. о рекламе устарел и не отражает реальности современного рекламного рынка. Но дело не только в этом. За прошедшее время нормы, регулирующие отношения в области рекламы, появились сразу в нескольких федеральных законах: «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О рынке ценных бумаг», «О лекарственных средствах», «О физической культуре и спорте» и других. Это привело к разнобою в толковании законодательства как рекламными агентствами, так и государственными органами. Поэтому появилась необходимость объединить в рамках единого закона все правила, регулирующие рекламную деятельность.

В закон 1995 г. внесены важные изменения и дополнения. В документе уточняются цели закона, само понятие рекламы, рекламодателя и др. Появились новые термины. Такие как «потребители рекламы», «спонсор», «спонсорская реклама», «социальная реклама».

Более подробно прописана процедура разрешения на размещение наружной рекламы. Наружная реклама неоперативна. И в то же время она незаменима, когда рекламодатель желает ознакомить со своей фирмой жителя определенного района. Но в последнее время участились случаи, когда невозможно найти хозяев перетягов или щитов.

Возникает вопрос: не самовольно ли установлена рекламная конструкция? Теперь установка рекламной конструкции будет осуществляться по договору с собственником участка, на территории которого будет размещена реклама. Разрешение на размещение рекламы будут по-прежнему выдавать органы местного самоуправления. И не более чем на 5 лет. Из наружной рекламы исключены зонтики, киоски.

Существенные ограничения коснулись звуковой рекламы. Она запрещена как внутри транспортного средства, так и снаружи. Также запрещено использовать специально организованные машины для распространения рекламы.

Важное ограничение связано с рекламой алкоголя и табака. Вводится полный запрет на наружную рекламу данной продукции. Как и сейчас, реклама алкоголя и табака не должна распространяться в детских, медицинских и спортивных учреждениях. Правда, отменено правило, согласно которому этот запрет действует и в пределах 100 м от таких учреждений. В законе 1995 г. существовали возрастные ограничения в рекламе алкоголя и табака. Людям, не достигшим 35 лет, запрещалось принимать участие в рекламе этой продукции. Теперь планка снижена до 18 лет.

Изменения коснулись времени рекламирования табачных и алкогольных продуктов на радио. Такая реклама не должна была распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 ч. местного времени.

Распространялась с 22 до 7 ч. Теперь с 9 до 24 ч. нельзя, а с 24 до 9 ч. -пожалуйста!

С вступлением в силу нового закона расширились права органов ФАС. Как сказал Петр Торкановский: «Сейчас из законодательства РФ о рекламе ушли нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Раньше ФАС имела право издавать правила, по которым рассматривались дела о нарушении рекламного законодательства. Сегодня это право у федерального органа изъято и передано правительству. Правительство будет определять правила рассмотрения нарушений. Но также и расширились права ФАС. Мы сможем теперь не только выдавать предписания о нарушении законодательства, но и предъявлять в суд иски о ликвидации юридических лиц».

В старом законе существовал ряд существенных ограничений на использование образа ребенка в рекламе какой-либо продукции. Сейчас эти ограничения, кроме специально оговоренных случаев, сняты.

Закон установил правовую регламентацию новых способов распространения рекламы. Таких как реклама в сети Интернет. Ввел регулирование рекламы отдельных видов товаров и услуг — например, рекламы биологически активных и пищевых добавок, рекламы деятельности, связанной с заключением договоров ренты и пожизненного содержания.

Как повлияет новый закон на рекламный бизнес? Принесет это минусы или плюсы заказчикам, производителям и распространителям рекламы? Все покажет время. Но, как сказал глава департамента потребительского рынка мэрии г. Тольятти Хетаг Тагаев, который курирует эту отрасль в Тольятти, найдутся всевозможные лазейки, обходящие и новые предписания закона.