Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (142) | 3 июля 2006г.
 

Жертвы алкогольных законов

Оптово-розничному звену алкогольного рынка предложены новые условия существования

Павел Соколов

С 1 июля бизнес, занятый в сфере оборота алкогольной продукции, вступил в новый, более сложный период своего существования. Причем в Самарской обл. войти в III кв. 2006 г., в соответствии с требованиями обновленного законодательства, предстоит одновременно и оптовому, и розничному бизнесу. В целом по Самарской обл. количество субъектов розничной торговли алкогольной продукции рискует сократиться с 1 июля примерно в два раза. Для оптовых компаний конец июня уже стал, пожалуй, самым страшным месяцем за все время своего существования. Им предписывалось в срок до 30 июня изъять из розницы всю алкогольную продукцию со старыми акцизными марками и отправить ее на перемаркировку производителям. Однако в силу непоследовательности действий федеральных законодателей сделать это оказалось практически невозможно.

После 1 июля продолжить работу смогут всего 10% существующих в Самарской обл. оптовых компаний, занятых в сфере оборота алкогольной продукции. Главным образом это связано с тем, что с этого дня вступает в законную силу положение, позволяющее заниматься отгрузкой алкоголя только тем оптовикам, которые успели подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По информации «Хронографа», на сегодняшний день к этой системе подключились 4 оптовые компании в Тольятти, 2 — в Сызрани и несколько самарских. Хотя до последнего момента в области работало около сотни оптовых компаний. Подключение к ЕГАИС подразумевает инвестирование дополнительных средств в технические средства учета, фиксации и передачи надзорным органам всей информации по входящей и исходящей продукции оптовика. Ранее обязательное требование по оснащенности такой системой предъявлялось только производителям алкогольной продукции.

Куда более безвыходной для оптовиков стала ситуация с требованием перемаркировки алкогольной продукции, оклеенной акцизными марками до 31 декабря 2005 г. С 1 июля вся эта продукция попадает под определение незаконного оборота со всеми вытекающими из этого последствиями. Но в данном случае под статус нелегальной попадает вполне законная продукция, по которой акциз был оплачен в полном объеме. Естественно, что, отменяя

действие старых марок, свидетельствующих об оплаченном акцизном сборе, государство не собиралось осуществлять возврат проплаченных средств. Более того, оптовое звено алкогольного рынка серией законодательных актов в июне текущего года было загнано в тупик. Все происходило в такой последовательности. С 1 января 2006 г. в соответствии с ФЗ №102 от 21.07.05 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» было прекращено действие института акцизных складов.

Производителям предписали отозвать продукцию для ее перемаркировки
Производителям предписали отозвать продукцию для ее перемаркировки

Эти организации выступали в качестве промежуточного звена между производителем и оптово-розничной торговлей. На них производилась оклейка алкогольной продукции региональными акцизными марками. В силу того что с 2006 г. региональный акциз был заменен единым общефедеральным акцизом, оплачиваемым производителем, собственники акцизных складов не стали продлевать действия лицензий (процедура продления осуществлялась ежегодно). Однако в тот момент никто и не предполагал, что таким образом разрывается цепочка, по которой производителю можно было бы осуществить возврат из розницы алкогольной продукции для перемаркировки. Теоретически участники рынка понимали, что перемаркировки не избежать, т. к. реализовать весь объем алкогольной продукции, произведенной в 2005 г., до конца II кв. 2006 г. вряд ли удастся. Но никто не знал, каким образом это будет происходить. Молчали по этому поводу и законодатели. И только лишь 8 июня Федеральная налоговая служба письмом №ШТ6-07/579 разъяснила порядок процедуры перемаркировки. Ознакомиться с этим документом участники рынка смогли не раньше 13 июня. На все действия оставался срок до 30 июня. Розница повезла продукцию оптовикам, оптовики связались с производителями. Производители выступили с готовностью принять продукцию, но лишь с той частью акциза, которая оплачивалась ими, а не региональными акцизными складами. Источник «Хронографа» в одной из тольяттинских оптовых компаний так описывает процесс переговоров с производителями: «Я говорю: я готов вам вернуть продукцию». Они отвечают: «Возвращайте». Но каК только с их стороны звучит фраза: «Продукцию мы у вас примем с 20-процентным акцизом», я говорю: стоп. Я не могу вернуть вам продукцию с 20-процентным акцизом. Потому что я не акцизный склад. Я оптовая компания. Я уже купил ее со 100-процентным акцизом, приобретая на акцизном складе». Однако данной проблемы не возникло бы вовсе, если бы законодатели были более последовательны в принятии законов и не потребовали бы упразднения акцизных складов до того момента, как были бы утверждены порядок и процедура перемаркировки алкогольной продукции, выпущенной в прошлом году. С продукцией иностранного производства дело обстоит еще сложнее. По сути, в целях перемаркировки иностранным производителям нужно снова выкупить отгруженную ими же продукцию, но с учетом таможенных пошлин. Все понимают, что это абсолютно нереальный вариант, но ничего другого государство почему-то не предлагает.

Несмотря на более выгодное положение по сравнению с оптовиками, розничному звену алкогольного рынка тоже предстоит с 1 июля существенно сократиться в своем численном составе. С 1 июля торговать алкоголем в розницу разрешено только организации с уставным капиталом не меньше 250 тыс. р. Впервые вводится требование о ежемесячной декларации объемов розничной продажи алкогольной продукции. Прием и техническое сопровождение деклараций поручено государственному учреждению Самарской обл. «Агентство по контролю оборота». Декларации могут представляться как по почте, так и через представителей организации, в электронном виде и на бумажном носителе. Декларации представляются ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Первая декларация представляется по итогам июля. Поэтому организациям, по состоянию на 1 июля, необходимо снять остатки алкогольной продукции по наименованиям алкогольной продукции. По словам начальника отдела по контролю качества и оборота алкогольной продукции департамента торговли и межрегиональных связей министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Марины Чуйко, декларирование розницы вводится в целях усиления контроля за оборотом алкогольной продукции.

Комментарии

Марина ЧУЙКО, начальник отдела по контролю за качеством и оборотом алкогольной продукции департамента торговли и межрегиональных связей министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл.:

- С 1 июля в Самарской обл. вводится декларирование объема розничной продажи алкогольной продукции. Постановлением областного правительства №53 от 20.05.06 «О декларировании объема розничной продажи алкогольной продукции на территории Самарской обл.» определен орган, осуществляющий контроль за декларированием, — министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Утверждены форма и порядок представления деклараций. В целях разъяснения положений законодательных нормативных правовых актов в сфере оборота алкогольной продукции и декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции планируется проведение семинаров-совещаний в пяти территориальных зонах Самарской обл. 5 июля семинар пройдет в Сызрани, 7 июля — в Сергиевском районе, 10 июля — в Чапаевске, 12 июля — в Тольятти, 13 июля — в Самаре. В этих семинарах примут участие специалисты министерства, управления ФНС РФ по Самарской обл. и лицензионной палаты Самарской обл.