Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (339) | 13 сентября 2010г.
 

Путин проследит

Комаров стал заложником обещаний своего пресс-центра

Сейдамет Абреков

7 сентября в ходе визита председателя правительства РФ Владимира ПУТИНА в ОАО «ИжАвто» президент- председатель правления ОАО «Сбербанк РФ» Герман ГРЕФ заявил о готовности завода уже в IV кв. т.г. начать производство всей классической линейки автомобилей LADA. Для президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря КОМАРОВА это грозит срывом озвученных ранее его пресс-центром планов об объемах выпуска автомобилей до конца 2010 г. Заднеприводные классические модели LADA пользуются сегодня повышенным спросом в рамках действующей до конца года программы утилизации.

Недавний визит Путина в ОАО «ИжАвто» можно считать весьма показательным. Его сопровождали президент — председатель правления ОАО «Сбербанк РФ» Герман Греф и президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров. Одна из основных причин визита Путина на ИжАвто состояла в том, чтобы организовать общение между Грефом и Комаровым в вопросе передачи производства классических моделей LADA в Ижевск. Сбербанк как основной кредитор ОАО «ИжАвто» испытывает острую необходимость загрузки производственных мощностей ИжАвто. В залоге у Сбербанка находится 51% акций предприятия. Долг ОАО «ИжАвто» перед Сбербанком составляет 8,25 млрд р.

Однако загрузка производственных мощностей Ижевского автозавода именно сейчас может идти в основном за счет моделей LADA 2105/2107, которые на данный момент производит АВТОВАЗ и позволяют Комарову формировать положительную производственную динамику.

Комаров и ранее весьма неохотно относился к идее поспешного переноса в Ижевск производства LADA 2105/2107 (см. «Хронограф» №26 (335) от 19.07.10). Так, например, 15 июля после подписания соглашений о реструктуризации АВТОВАЗа между акционерами предприятия в ответе на вопрос «Хронографа» о сроках переноса производства «классики» в Ижевск он заявил:

«Действительно, мы начали консультации по данному вопросу с ИжАвто, но когда будут результаты, тогда мы скажем об этом». Такой скупой и, по большому счету, неинформативный ответ мог навести только на одну мысль: АВТОВАЗу крайне невыгодно сейчас передавать производство LADA 2105/2107. За счет действия программы утилизации продажа «классики» обеспечила существенный объем производственного плана АВТОВАЗа. С этим выводом соглашаются ряд экспертов. Более того, вице-президент Группы «СОК» и бывший директор по безопасности АВТОВАЗа Владимир Нестеров считает, что вазовцы всячески будут затягивать процесс передачи производства «классики», даже если все необходимые документы будут подписаны.

Между тем 30 августа пресс-центр АВТОВАЗа распространил следующую информацию: «Планом производства предусмотрено изготовить в сентябре 62,3 тыс. автомобилей, воктябре- 59,5 тыс., в ноябре- 56,1 тыс., в декабре — 63,4 тыс. Выпуск LADA 2105/2107, LADA Samara, LADA Priora, LADA 4X4, LADA Kalina... в эти месяцы будет осуществляться пять дней в неделю в две смены. На линии сборки LADA 2105/2107 также вводятся дополнительные субботние рабочие дни 4 сентября в одну смену, 11, 18 и 25 сентября в две смены». Из этого следует, что реализовать эти планы можно будет, только сохранив на АВТОВАЗе «классику» до конца года. В ином же случае Комаров может попасть в очень неудобное положение, когда ему придется искать объяснения, почему первоначально озвученные его же пресс-центром планы не удалось выполнить.

Как вариант развития событий может стать всяческое формальное затягивание под разными надуманными предлогами процесса передачи на ИжАвто оборудования и комплектов, необходимых для сборки LADA 2105/2107. Судя по всему, Греф это понимает. Возможно, именно поэтому на ИжАвто 7 сентября перед телекамерами появился Путин в окружении Грефа и Комарова.

Причем Комаров явно пытался на той встрече как можно меньше попадать в объектив телекамер. Чего нельзя сказать о Грефе. Здесь вспоминается аналогия визита Путина в Пикалево, где он перед объективами телекамер лично попросил Олега Дерипаску поставить подпись под соглашением, которое Дерипаска явно не очень-то желал подписывать.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Владимир ПУТИН, председатель правительства РФ (из стенограммы встречи с работниками ОАО «ИжАвто», опубликованной на официальном сайте премьер-министра РФ)

- Видите, они часть своего производства отдали. Это, конечно, далеко не новые автомобили, но важно было запустить предприятие, чтобы оно начало работать. И работающему предприятию дальше легче двигаться в переговорном процессе со стратегическим партнером. Ведь то, что сейчас АВТОВАЗ поделился с вами этим объемом выпуска автомобилей, связано с нашей программой по утилизации, как вы понимаете, это так называемая «классика», которая в первую очередь востребована в ходе реализации программы по утилизации.

Владимир НЕСТЕРОВ, вице-президент Группы «СОК»

- Передача «пятерки» и «семерки» пока есть только на бумаге. Но не подписано окончательно, как это будет. Многие руководители на АВТОВАЗе склоняются к мысли, что сейчас передавать рано, потому что эти машины уходят влет. АВТОВАЗ будет тянуть с передачей. Они отдадут часть, но остальное задержат. Но это если только не будет волевого решения премьера. Тогда все отдадут.