Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (338) | 6 сентября 2010г.
 

Уязвимое место

Ликсутову следует внимательнее присматриваться к перевозчикам АВТОВАЗа

Сейдамет Абреков

На прошлой неделе ОАО «АВТОВАЗ» сообщило об увеличении производства автомобилей. До конца 2010 г. будет выпускаться в среднем по 60 тыс. автомобилей в месяц. Между тем один из основных перевозчиков АВТОВАЗа — ООО «Бизнес-Транс», а также другие компании из группы компаний (ГК) «Форвард» испытывают серьезные трудности. На транспорт, используемый этими перевозчиками, через суд наложен арест. Идут процессы по банкротству ООО «Бизнес-Транс» и ООО «Бизнес-Лада». При таком положении руководитель координационного центра по логистике АВТОВАЗа Максим ЛИКСУТОВ (на фото) должен задуматься о том, что существенную часть продукции завода некому будет перевозить.

«Планом производства предусмотрено изготовить в сентябре 62,3 тыс. автомобилей, в октябре — 59,5 тыс., в ноябре -56,1 тыс., в декабре -63,4 тыс. Выпуск LADA 2105/2107, LADA Samara, LADA Priora, LADA 4X4, LADA Kalina, а также работа опытно- промышленного производства в эти месяцы будет осуществляться пять дней в неделю в две смены», — сообщил пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ». Заявленные производственные планы практически соответствуют проектной мощности автозавода. Увеличение производственного плана АВТОВАЗа, безусловно, не может не радовать наблюдателей.

Однако вслед за увеличением количества выпускаемых автомобилей могут, естественно, возникнуть проблемы доставки товарных автомобилей до площадок дилеров и доставки необходимого количества комплектующих на сборочный конвейер АВТОВАЗа. Известно, что функции генерального подрядчика по линии перевозок ОАО «АВТОВАЗ» исполняет ОАО «РТ-Логистика» (РТЛ). Согласно списку аффилированных лиц ОАО «РТ-Логистика» 51% акций компании принадлежит государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии», 49% акций с 9 июля 2010 г. — ООО «ТрансХолдинг Логистика». Заместителем председателя совета директоров ОАО «РТЛ» является председатель совета директоров ООО «Транс-Групп АС» Максим Ликсутов.

Важно напомнить, что в мае 2009 г. официальный сайт АВТОВАЗа сообщил, что Максим Ликсутов возглавил координационный центр по логистике, созданный для решения логистических задач АВТОВАЗа.

Более того, 26 января 2009 г. было подписано соглашение о намерениях развивать перевозки автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» железнодорожным транспортом. Соглашение при участии генерального директора ГК «Ростехнологии», председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергея Чемезова подписали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин и заместитель председателя совета директоров ОАО «Рейлтрансавто» (РТА) Максим Ликсутов. Именно ОАО «РТА» доверили перевозки железнодорожным транспортом, (см. «Хронограф» №3 (267) от 02.02.09). 51% акций ОАО «РТА» владеет ОАО «РЖД», 49% — ООО «ТрансГрупп АС». Также стоит напомнить, что 6 июня 2008 г. в результате торгов ООО «ТрансГрупп-Инвест» (еще одна подконтрольная Максиму Ликсутову компания) за 336,96 млн р. приобрело у ОАО «РЖД» тольяттинское вагоноремонтное депо (см. «Хронограф» №25 (240) от 23.06.08).

Так или иначе, но уже достаточно прочно выстроенная при участии Максима Ликсутова логистическая система АВТОВАЗа сейчас может испытывать определенные сложности. В данный момент один из основных перевозчиков ОАО «АВТОВАЗ» — ООО «Бизнес-Транс» (входит в ассоциацию «Группа компаний «Форвард») — испытывает ряд серьезных проблем. В частности, в рамках исков ОАО «Сбербанк» в лице Автозаводского отделения №8213 о взыскании солидарно с ООО «Бизнес-Транс», ООО «Бизнес-Лада», ООО «Фирма «Лада-Форвард» и Лечи Ахмадова более 1 млрд р. в судебном порядке были наложены обеспечительные меры (см. «Хронограф» №27 (336) от 26.07.10).

Эти меры — арест денежных средств и имущества ООО Фирма «Лада-Форвард», а именно 137 грузовиков и 132 прицепов- автовозов, которые «Бизнес-Транс» использует для перевозок продукции ОАО «АВТОВАЗ». Предприятия Группы компаний «Форвард» так или иначе подконтрольны Лечи Ахмадову. Судя по ходу арбитражных процессов, у «Бизнес-Транса» практически нет шансов их выиграть и, соответственно, добиться снятия ареста. По крайне мере, суд апелляционной инстанции оставил определения Арбитражного суда Самарской обл., в т.ч. в части наложения ареста, без изменений. 6 и 16 сентября состоятся судебные заседания по кассационным жалобам ООО «Фирма «Лада-Форвард», ООО «Бизнес-Транс», ООО «Бизнес-Лада», Лечи Ахмадова уже в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа. Однако с большой долей вероятности стоит предположить, что вряд ли эти жалобы будут удовлетворены. По предположениям наблюдателей, Группа компаний «Форвард» благодаря своим многочисленным жалобам в различные судебные инстанции занимается не чем иным, как затягиванием процесса возврата средств Сбербанку.

Более того, ООО «Бизнес-Транс» в данный момент является ответчиком по иску ООО ЛК «Акоста-Автолизинг» о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, до 7 сентября временный управляющий ООО «Бизнес-Лада» Наталья Новикова будет принимать требования кредиторов. 7 июня определением Арбитражного суда Самарской обл. в отношении ООО «Бизнес-Лада» была введена процедура наблюдения. Заявителем иска о банкротстве ООО «Бизнес-Лада» была Федеральная налоговая служба (ФНС) России в лице Межрайонной инспекции ФНС России №15. Размер требований налоговой службы к ООО «Бизнес-Лада» составляет чуть более 4,2 млн р.

Так или иначе, но проблемы предприятий Группы компаний «Форвард» напрямую могут отразиться на качестве доставки товарных автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» до потребителей. Тем более что объемы производства вырастут. В данной ситуации на АВТОВАЗе не могут не задуматься о том, что к теме перевозок, особенно автомобильным транспортом, сейчас необходимо подходить более взвешенно.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.