15 июля президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ (на фото) после подписания соглашений, касающихся реструктуризации АВТОВАЗа, не смог назвать дату переноса в ОАО «ИжАвто» производства Lada 2105/07. Вопрос находится на стадии консультаций. Постановка на производство этих автомобилей выгодна прежде всего ОАО «Сбербанк» — основному кредитору ИжАвто. Однако продолжение производства Lada 2105/07, стимулом которого стала государственная программа утилизации, по сути, задерживает модернизацию существующих мощностей АВТОВАЗа и постановку на производство новых моделей.
2 июля президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров встретился с президентом -председателем правления ОАО «Сбербанк РФ» Германом Грефом. В ходе встречи был, вероятно, рассмотрен вопрос о передаче в ОАО «ИжАвто» производства автомобилей Lada 2105/07. Сбербанк является основным кредитором ИжАвто. В залоге у Сбербанка находится 51% акций предприятия. Долг автозавода перед банком составляет 8,25 млрд р. Очевидную выгоду от процесса переноса производства Lada 2105/07 в Ижевск получит именно ОАО «Сбербанк РФ». Реанимация производства ОАО «ИжАвто» позволит Сбербанку повысить ликвидность залогового пакета акций ОАО «ИжАвто» и, соответственно, выгодно его продать. В качестве аргумента для переноса производства Lada 2105/07 на ИжАвто Сбербанк вполне мог предложить АВТОВАЗу кредиты по ставкам ниже рыночных. Эти кредиты АВТОВАЗ может использовать как на текущие нужды, так и для перекредитования. Стоит отметить, что согласно бухгалтерской отчетности АВТОВАЗа за 2009 г. на 31 декабря 2009 г. у АВТОВАЗа имелся непогашенный кредит в Сбербанке на 14 млрд р. с процентной ставкой 16-17,5% годовых. Объем краткосрочных кредитов и займов в других банках, а также размер облигационных займов ОАО «АВТОВАЗ» в общем объеме на ту же дату превышал 23 млрд р. Также возможен вариант обмена долга АВТОВАЗа перед Сбербанком на технологию и оборудование для производства «классики». | | Но пока переговорный процесс между АВТОВАЗом и Сбербанком не привел к началу переноса производства Lada 2105/07 в Ижевск. Об этом 15 июля после подписания соглашений, касающихся реструктуризации АВТОВАЗа, заявил президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров. «Если мы говорим о строительстве линии для ВО, то она делается на месте остановленной реконструированной первой линии и, грубо говоря, эти вопросы не связанные. Действительно, мы начали консультации по данному вопросу с ИжАвто, но когда будут результаты, тогда мы скажем об этом», — рассказал Игорь Комаров. Не слишком оптимистический тон вазовского топ-менеджмента в вопросе переноса производства Lada 2105/07 в Ижевск может объясняться достаточно просто. Автомобили заднеприводных моделей Lada начали сейчас, для многих неожиданно, пользоваться повышенным спросом в рамках начатой 8 марта 2010 г. программы утилизации старых автомобилей. Правительством РФ принято решение о продлении мероприятий этой программы до конца 2010 г. Таким образом, спрос на недорогие заднеприводные автомобили Lada в ближайшей перспективе будет сохраняться. Перенос же «классики» на ИжАвто в этой ситуации выгоден именно Сбербанку. Это позволит повысить привлекательность ИжАвто и соответственно избавиться Сбербанку от токсичного актива в Ижевске. Однако передача «классики» именно сейчас невыгодна для АВТОВАЗа. Между тем на ИжАвто до сих пор законсервировано производство Lada 2104. | | Основным поставщиком машинокомплектов для сборки заднеприводных вазовских моделей в ОАО «ИжАвто» является ОАО «АВТОВАЗ» и группа дочерних и зависимых от него предприятий. АВТОВАЗ должен быть заинтересован в возобновлении производства на ИжАвто. Однако АВТОВАЗ начал испытывать сложности технического и кадрового характера ввиду резкого роста спроса на автомобили опять же благодаря программе утилизации. Более того, передача сборки автомобилей Lada 2105/07 в ОАО «ИжАвто» потребует не только приостановки производства этих автомобилей, но и внесения серьезных корректировок в систему логистики. При этом нет гарантии того, что правительство РФ продлит реализацию программы утилизации старых автомобилей и на будущий год, стимулируя этим продажи «свежих» Lada 2105/07. Тем не менее согласно программе развития АВТОВАЗа заднеприводные модели в скором времени будут заменены новыми бюджетными моделями, которые должны быть разработаны совместно с Renault. Таким образом, в процессе снятия «классики» с производства ОАО «АВТОВАЗ» заинтересовано Renault. Под новые модели альянс Renault-Nissan привлечет свою группу поставщиков. В свою очередь новые модели требуют соответствующего оборудования. Но пока в России действует программа утилизации, производство «классики» будет весьма актуальным, а модернизация АВТОВАЗа будет откладываться. Вряд ли АВТОВАЗ готов отказаться от выручки, которую он имеет от продажи Lada 2105/07, машинокомплектов и запасных частей к ним. Поэтому востребованным останется и старое оборудование, необходимое для их производства. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |