Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (335) | 19 июля 2010г.
 

Модернизация подождет

Комаров пока не хочет отдавать «классику»

Сейдамет Абреков

15 июля президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ (на фото) после подписания соглашений, касающихся реструктуризации АВТОВАЗа, не смог назвать дату переноса в ОАО «ИжАвто» производства Lada 2105/07. Вопрос находится на стадии консультаций. Постановка на производство этих автомобилей выгодна прежде всего ОАО «Сбербанк» — основному кредитору ИжАвто. Однако продолжение производства Lada 2105/07, стимулом которого стала государственная программа утилизации, по сути, задерживает модернизацию существующих мощностей АВТОВАЗа и постановку на производство новых моделей.

2 июля президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров встретился с президентом -председателем правления ОАО «Сбербанк РФ» Германом Грефом. В ходе встречи был, вероятно, рассмотрен вопрос о передаче в ОАО «ИжАвто» производства автомобилей Lada 2105/07. Сбербанк является основным кредитором ИжАвто. В залоге у Сбербанка находится 51% акций предприятия. Долг автозавода перед банком составляет 8,25 млрд р. Очевидную выгоду от процесса переноса производства Lada 2105/07 в Ижевск получит именно ОАО «Сбербанк РФ». Реанимация производства ОАО «ИжАвто» позволит Сбербанку повысить ликвидность залогового пакета акций ОАО «ИжАвто» и, соответственно, выгодно его продать.

В качестве аргумента для переноса производства Lada 2105/07 на ИжАвто Сбербанк вполне мог предложить АВТОВАЗу кредиты по ставкам ниже рыночных. Эти кредиты АВТОВАЗ может использовать как на текущие нужды, так и для перекредитования. Стоит отметить, что согласно бухгалтерской отчетности АВТОВАЗа за 2009 г. на 31 декабря 2009 г. у АВТОВАЗа имелся непогашенный кредит в Сбербанке на 14 млрд р. с процентной ставкой 16-17,5% годовых. Объем краткосрочных кредитов и займов в других банках, а также размер облигационных займов ОАО «АВТОВАЗ» в общем объеме на ту же дату превышал 23 млрд р. Также возможен вариант обмена долга АВТОВАЗа перед Сбербанком на технологию и оборудование для производства «классики».

Но пока переговорный процесс между АВТОВАЗом и Сбербанком не привел к началу переноса производства Lada 2105/07 в Ижевск. Об этом 15 июля после подписания соглашений, касающихся реструктуризации АВТОВАЗа, заявил президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров. «Если мы говорим о строительстве линии для ВО, то она делается на месте остановленной реконструированной первой линии и, грубо говоря, эти вопросы не связанные. Действительно, мы начали консультации по данному вопросу с ИжАвто, но когда будут результаты, тогда мы скажем об этом», — рассказал Игорь Комаров.

Не слишком оптимистический тон вазовского топ-менеджмента в вопросе переноса производства Lada 2105/07 в Ижевск может объясняться достаточно просто. Автомобили заднеприводных моделей Lada начали сейчас, для многих неожиданно, пользоваться повышенным спросом в рамках начатой 8 марта 2010 г. программы утилизации старых автомобилей. Правительством РФ принято решение о продлении мероприятий этой программы до конца 2010 г. Таким образом, спрос на недорогие заднеприводные автомобили Lada в ближайшей перспективе будет сохраняться. Перенос же «классики» на ИжАвто в этой ситуации выгоден именно Сбербанку. Это позволит повысить привлекательность ИжАвто и соответственно избавиться Сбербанку от токсичного актива в Ижевске. Однако передача «классики» именно сейчас невыгодна для АВТОВАЗа.

Между тем на ИжАвто до сих пор законсервировано производство Lada 2104.

Основным поставщиком машинокомплектов для сборки заднеприводных вазовских моделей в ОАО «ИжАвто» является ОАО «АВТОВАЗ» и группа дочерних и зависимых от него предприятий. АВТОВАЗ должен быть заинтересован в возобновлении производства на ИжАвто.

Однако АВТОВАЗ начал испытывать сложности технического и кадрового характера ввиду резкого роста спроса на автомобили опять же благодаря программе утилизации. Более того, передача сборки автомобилей Lada 2105/07 в ОАО «ИжАвто» потребует не только приостановки производства этих автомобилей, но и внесения серьезных корректировок в систему логистики. При этом нет гарантии того, что правительство РФ продлит реализацию программы утилизации старых автомобилей и на будущий год, стимулируя этим продажи «свежих» Lada 2105/07.

Тем не менее согласно программе развития АВТОВАЗа заднеприводные модели в скором времени будут заменены новыми бюджетными моделями, которые должны быть разработаны совместно с Renault. Таким образом, в процессе снятия «классики» с производства ОАО «АВТОВАЗ» заинтересовано Renault. Под новые модели альянс Renault-Nissan привлечет свою группу поставщиков. В свою очередь новые модели требуют соответствующего оборудования.

Но пока в России действует программа утилизации, производство «классики» будет весьма актуальным, а модернизация АВТОВАЗа будет откладываться. Вряд ли АВТОВАЗ готов отказаться от выручки, которую он имеет от продажи Lada 2105/07, машинокомплектов и запасных частей к ним. Поэтому востребованным останется и старое оборудование, необходимое для их производства.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.