Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (331) | 21 июня 2010г.
 

Степан Ракицкий:

Ритуальной сфере противопоказан реформаторский зуд

Борис Кротов

При ФАС РФ завершился очередной этап работы экспертного совета по вопросам развития похоронного дела. Одним из основных направлений деятельности совета является формирование концепции развития конкуренции на рынке похоронных услуг (см. «Хронограф» № 326 от 17.05.10). Однако похоронное дело — достаточно деликатная сфера. Здесь, по мнению специалистов, не могут действовать законы современного рынка в чистом виде. Об особенностях становления антимонопольных мероприятий с точки зрения реальной обстановки в ритуальной отрасли корреспонденту «Хронографа» рассказал член экспертного совета ФАС РФ, директор МУП «Спецкомбинат ритуальных услуг г. о. Тольятти» Степан РАКИЦКИЙ.

- Степан Степанович, существует мнение, что подобные советы и совещания имеют достаточно формальный характер, и, по сути, от участников мало что зависит, поскольку все идет по подготовленному сценарию...

- Совет при Федеральной антимонопольной службе России работает с сентября 2009 г. Членами экспертного совета являются более 50 специалистов ритуальной отрасли. Все собравшиеся говорили, достаточно эмоционально и прямо, о накопившихся проблемах отрасли. Но, безусловно, в центре обсуждения находилась концепция ФАС о развитии конкуренции на рынке похоронных услуг.

ФАС для ее подготовки провел масштабный анализ рынков похоронных услуг, в котором участвовали и территориальные органы антимонопольной службы. Целью исследования было изучение конкуренции на локальных рынках ритуальных услуг, в т.ч. по выявлению существующих экономических и административных барьеров. Есть понимание, что стоимость гарантированного перечня ритуальных услуг занижена, отсутствует государственная система стандартизации ритуальных услуг, не хватает мест захоронения, несовершенен ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле» и т.д.

Проверка ФАС в 62 субъектах РФ выявила признаки нарушения закона о защите конкуренции и возбудила 240 дел. Признаки нарушений усматриваются в действиях ОМС, препятствующих равному доступу субъектов на рынок.

- Какие вы можете назвать наиболее ключевые и принципиальные моменты данной концепции?

- Объективно сложилось так, что зачастую в функции одного специализированного в ритуальной деятельности предприятия входит содержание кладбища, захоронение безродных, коммерческие услуги по организации похорон. По сути, одно предприятие может осуществлять всю похоронную деятельность на конкретной территории. ФАС предлагает разделить между разными предприятиями функции по содержанию, эксплуатации, благоустройству кладбищ и функции по реализации государственных гарантий в похоронной сфере. Кроме того, организация, которая выполняет работы и услуги по содержанию и благоустройству кладбищ, не должна будет оказывать услуги по погребению.

Поскольку оба данных направления финансируются за счет бюджетных средств, то подрядные организации должны будут определиться в соответствии с ФЗ «О размещении заказов», т.е. на конкурсной основе. Таким образом, по мнению ФАС, будет обеспечен равный доступ всех предприятий к данной сфере, что создаст условия для конкуренции.

Важным моментом, по мнению ФАС, является то, что исполнитель работ по содержанию кладбища не будет наделен контрольными функциями в отношении тех организаций, которые будут осуществлять захоронение. Данный момент вызвал определенную реакцию экспертного совета, поскольку исполнитель в данном случае будет нести полную ответственность по контракту за санитарное состояние вверенного ему объекта и при этом будет полностью отстранен не только от коммерческой деятельности, но и от контроля за теми, кто ее будет осуществлять, причем в условиях явного недофинансирования. Разрешить данную коллизию ФАС предложил следующим образом: чтобы обеспечить содержание кладбища дополнительным источником финансирования, сделать платный въезд на кладбище. Получится, что те, кто непосредственно будут вести захоронения, будут платить содержателю кладбища. Хотя все в конечном итоге понимают, из чьего кармана пойдет оплата этого въезда.

Концепция ФАС предусматривает, что услуги по погребению невостребованных и безродных также должны осуществляться на конкурсной основе, поскольку они компенсируются бюджетом.

- Каков ваш взгляд, как члена экспертного совета, на концепцию? К чему приведет четкое разграничение функций между разными участниками похоронного рынка и что мы получим от конкуренции?

- Ритуальной сфере противопоказан реформаторский зуд. Формально все, что обозначил ФАС, соответствует нормам антимонопольного законодательства, а развитие конкуренции традиционно должно привести к снижению цены и к росту качества услуг. Но я приведу реальные примеры из жизни нашей отрасли.

В прошлом году деятельность кладбищ была на 60% обеспечена муниципальным финансированием. И это при том, что массовые секвестирования бюджетов не затронули данную сферу. В этом году уровень обеспеченности составит процентов 75. Но есть города, где данный показатель не превышает 20%.

Примерно такая же ситуация по финансированию захоронения безродных. Стоимость услуг по погребению согласно гарантированному перечню 4000 р. О том, что цены существенно занижены, мы говорили неоднократно. Сегодня реальные затраты по социальным захоронениям превышают 7000 р. Недофинансирование со стороны федерального бюджета очевидно.

Если проводить конкурсы, то кто в таких конкурсах будет участвовать? Ни о какой инвестиционной деятельности не будет идти речи. Ведь любому инвестору нужны разного плана гарантии, чтобы он мог вернуть вложенные средства. Для сохранения инвестиционной составляющей исполнителя необходимо обеспечить гарантиями того, что он и завтра будет обслуживать данный объект, потому конкурс должен определять ответственного не менее чем на пять лет.

У МУПа за счет коммерческой деятельности есть возможность выполнять свои функции в полном объеме и на должном уровне. Сегодня мы содержим кладбище, предприятие, коллектив, осуществляем социальные захоронения, сами себя обеспечиваем и 30% прибыли платим в бюджет города.

Реализация конкурсной основы и разделение функций приведут к тому, что исполнитель будет выполнять свои обязательства ровно на столько, на сколько получил финансирование. А бюджету придется изыскивать сто процентов средств не только на содержание кладбища и компенсацию всех затрат по социальным захоронениям, но и на полное содержание исполнителей контрактов, затраты на зарплату, обеспечение материально-технической базой и т.д. Это двойная нагрузка на ОМС.

Получается, что сегодня сконцентрировались на обеспечении конкуренции. Но ведь не ради же самой конкуренции? Если это делается для снижения цен для потребителя и роста качества услуг, то невозможно упускать из виду ключевые вещи. Уже есть опыт Красноярского края. Там до активизации борьбы за конкуренцию было 5 похоронных предприятий, а стало 35. Среднее количество похорон стабильно. Там оно составляет 40-50 в день. Предприятие, которому в лучшем случае достаются двое похорон в неделю, естественно, обеспечивает свою рентабельность за счет стоимости единичного захоронения. Что от такой ситуации выиграл потребитель?

Говорить о неравном доступе субъектов на рынок ритуальных услуг в отношении Тольятти достаточно сложно. На сегодняшний день у нас функционирует 17 похоронных предприятий. А если говорить о доли МУП «Спецкомбинат», то это 140 от 630 похорон в месяц, т.е. меньше трети. И не стоит забывать, что когда частное предприятие хоронит, то стоимость значительно выше.

Я уже говорил, что сегодня приходится работать по некой «похоронной конституции», которая еще не принята, да еще в условиях коллизий в существующих законодательных актах. Это понимают многие: ФАС, правительство, руководители похоронных предприятий... Однобокое реформирование отрасли только под антимонопольное законодательство может привести к новым правовым коллизиям. Ритуальной сфере противопоказан реформаторский зуд. Согласен, должны быть конкуренция и конкурсы. А как их проводить? Техническая документация к конкурсу как будет разрабатываться? Нет специализированных стандартов, требований, нет понятий, что такое нормальная могила и т.д. Ведь ст 11. п. 1 ФЗ «О размещении заказов» регламентирует, что участник торгов должен соответствовать требованиям, установленными законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что с 1996 г. кардинально не менялось федеральное законодательство о похоронном деле. На муниципальном уровне эта сфера регламентируется также достаточно устаревшими документами, в частности постановлением мэра Тольятти №1313 от 1996 г. о порядке погребения и ведения похоронного дела. С 2006 г. в мэрии лежит новый проект положения о похоронном деле. Его так и не нашли возможным рассмотреть. Сегодня новым его можно назвать весьма условно. Не так давно прокуратура города выносила предписание по устранению противоречий в действующем законодательстве в постановлении 1996 г.

- Что, на ваш взгляд, нужно предпринять до принятия изменений в федеральное законодательство?

- Самое главное, с уважением относясь к антимонопольному законодательству, отслеживать и привлекать к ответственности любое звено цикла управления и осуществления ритуальной деятельности, которое за счет собственной выгоды приводит к повышению стоимости или к снижению качества ритуальных услуг. Парадоксально, но в предложенном ФАС анализе рынка ритуальных услуг вопросы влияния требуемых преобразований на стоимость услуг не рассматривались вообще. Не должна быть идея ради идеи без целевой функции.

Необходимо срочно принять на муниципальном уровне «Положение о погребении и похоронном деле в городском округе», «Положение о порядке работы и содержании общественных кладбищ». Обязательно утвердить (отдельно или в рамках «Положения о погребении...») требования к соискателям статуса специализированной службы. Рассмотреть данные документы на наблюдательном совете по вопросам похоронного дела и представить на утверждение мэру.

Согласен, что специализированной службой по вопросам похоронного дела может быть предприятие любой организационно-правовой формы собственности. Но категорически против посыла: копать и хоронить могут все кому не лень. Муниципалитетам дано право создавать и руководить деятельностью специализированных служб. Постановлением мэра такой статус должен присваиваться на основании конкурса (возможно, и с предварительным установлением числа победителей) при условии выполнения принятых требований. Это и может быть решением коллизий между ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле» и антимонопольным законодательством.

Тольятти один из немногих городов России, где между всеми участниками организации похорон сложились партнерские отношения. Это позволяет не просто принимать участие в текущих совещаниях ФАС и ждать изменений в законодательстве, но и при этом добросовестно работать.