Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (328) | 31 мая 2010г.
 

Перевернутые ценности

Кочукина расставила приоритеты в образовании и может занять место Ботова

Евгения Андросова

24 мая в преддверии госэкзаменов руководитель департамента образования мэрии г. о. Тольятти Ирина КОЧУКИНА заявила о приоритетных оценках школ не по качеству знаний, а по количеству детей. Этот человек сегодня рассматривается в качестве одного из наиболее вероятных кандидатов на должность заместителя мэра Тольятти по социальным вопросам вместо Сергея БОТОВА. Со 2 июня эта должность окажется вакантной. Однако трансляция такого подхода из системы образования в другие социальные сферы может быть весьма чреватой в целом для города.

Череда проколов

27 мая мэр г. о. Тольятти Анатолий Пушков в ходе встречи с директорами тольяттинских СМИ подтвердил информацию об отставке Ботова. Сейчас он находится в отпуске, который продлится до 2 июня. Увольнение Ботова будет оформлено по его собственному желанию. Пушков уклонился от прямого ответа о новой кандидатуре на эту должность. Однако отметил, что это должен быть человек, подготовленный к такой работе.

Исходя из этого, в качестве наиболее вероятной кандидатуры на место Ботова видится руководитель департамента образования мэрии Тольятти Ирина Кочукина. Сейчас она исполняет обязанности заместителя мэра по социальным вопросам, причем уже второй раз в этом году. Несомненно, Кочукина — опытный чиновник, знакомый с положением дел в городе. Причем опыта работы в мэрии у нее намного больше, чем у Ботова. Немало лет она проработала под началом бывшего руководителя департамента образования мэрии Тольятти Елены Ереминой. Кочукина, по сути, стала преемницей Ереминой. В городском педагогическом сообществе Еремина имела весьма неоднозначную репутацию. Ей приписывали инициативы по коммерциализации городской системы образования. Выстроенная Ереминой система вызывала критику, но мало кто решался делать это открыто. Директорам образовательных учреждений дали возможность почувствовать свою зависимость от занимаемых должностей. Функционирование этой системы продолжилось и при Кочукиной.

Деятельность Сергея Ботова в качестве заместителя мэра по социальным вопросам на протяжении всего срока также вызывала недоумение. Его работа вряд ли была направлена на разрешение социальной напряженности в городе. Скорее наоборот -породила ряд конфликтов (см. «Хронограф» №44 (308) от 21.12.09).

Вскоре после его назначения на должность заместителя мэра ранее подконтрольное ему ООО «СП Лада Фуд Технолоджи» получило все необходимые разрешения на строительство пивного бара «Хорлбат» рядом с детским парком в Автозаводском р-не (см. «Хронограф» №31 (295) от 21.09.09). Будучи директором компании, Ботов много лет добивался этого решения. Однако на фоне общероссийской борьбы с алкоголизацией молодежи продвижение этого проекта иначе как антисоциальным назвать сложно.

Именно при Ботове в системе образования Тольятти разразился скандал вокруг одной из наиболее успешных в плане качества образования гимназий города. 2010 г. — Год учителя — в Тольятти был открыт пикетом отчаявшихся добиться справедливости учителей и родителей учеников МОУ «Гимназия №35» (см. «Хронограф» №3 (312) от 01.02.10). Вместо того чтобы решить проблему с ремонтом школы, подконтрольные Ботову чиновники устроили гонения на директора Людмилу Сураеву (см. «Хронограф» №1 (310) от 18.01.10). Хотя именно директор этой гимназии обратила внимание властей и общественности на проблему, не решаемую годами (см. «Хронограф» №18 (282) от 18.05.09).

Даже в отрасли культуры, в которой Ботов по непонятным причинам считал себя большим специалистом, были допущены серьезные просчеты. Достаточно вспомнить не поддающиеся логическому объяснению и не соответствующие экономической целесообразности отставки руководства в МУИиК «Театр кукол «Пилигрим» (см. «Хронограф» №30 (294) от 14.09.09).

Обязанности директора театра вместо Александра Лахтина в сентябре 2009 г. стал исполнять главный режиссер театра Владимир Куприн. Но уже спустя всего полгода он был вынужден уйти. Эту ситуацию Куприн предпочитает не комментировать. Однако вряд ли его уход говорит о стабильности в работе театра. Хотя именно до отставки Лахтина театр демонстрировал стабильный рост по ведущим показателям.

При этом Ботов не был особо замечен в решениях остро обозначившихся проблем именно в социальной сфере. В самый пиковый момент роста безработицы — в феврале 2010 г. — он предпочел уйти в отпуск. По поводу этого отпуска высказывалась версия, что после него Ботов не задержится в мэрии (см. «Хронограф» №4 (313) от 08.02.10). Этот прогноз был подкреплен серьезными доводами. Единственное, что задержало Ботова в мэрии до конца мая, это мероприятия по освоению бюджетных средств в рамках подготовки к празднованию 9 Мая.

Задержался на праздник

На этом, безусловно, значимом празднике, скорее всего, решили освоить максимально возможное количество средств. Объяснение этому очень простое. В кризисный период общественность вряд ли одобрила бы серьезные затраты мэрии на другие традиционные городские праздники.

Праздник Победы — это другое дело. Тольяттинские чиновники так старались организовать и осметить этот праздник, что чуть не забыли привлечь к планированию самих ветеранов. В целом характер подготовки к 9 Мая можно охарактеризовать не иначе, как кампанейщиной по освоению средств (см. «Хронограф» №12 (321) от 05.04.10).

Ответственным за организацию и проведение праздничных мероприятий был Ботов. При этом не столько важность мероприятий могла держать его в мэрии, сколько пожелания коммерческих структур. Для тех, кто уже почти встроился в программу подготовки к празднованиям, смена главного ответственного за все это чиновника была совершенно не с руки. Тем не менее все прошло так, как, скорее всего, и планировали основные выгодополучатели. А подготовка к 9 Мая плавно перетекла в подготовку к Дню города. Этим праздником Ботов уже не занимается. Стоит отметить, что и в самих торжественных мероприятиях Дня Победы он не принимал участия.

Бухгалтер вместо педагога

24 мая в преддверии «последних звонков» и госэкзаменов Кочукина сделала странное заявление. Оказывается, количество отличников- медалистов никак не учитывается в критериях оценки деятельности образовательных учреждений. Особо не влияют на это и результаты Единого государственного экзамена. По сути, медаль за отличные успехи в учебе не дает ничего, кроме морального удовлетворения, ни выпускнику, ни его школе.

Сегодня наличие учащихся с высокой успеваемостью формально не говорит о качестве образования в конкретном заведении. Понятно, что учителя, дети и их родители продолжают гордиться наличием медали и пока еще стремятся показать наивысший результат. Однако получается, что эти заслуги и годы плодотворной работы не нужны практически никому, кроме отдельных энтузиастов — педагогов старой закалки. Откуда тогда у учащихся должен появиться стимул к успешной учебе, а у молодых учителей — к работе на качество передачи знаний?.. На первый план выходит норматив на одного школьника, по которому финансируются школы. Лучшая не та школа, что выпустила много отличников, а та, в которой учится больше всего детей.

Пока на федеральном уровне говорят о качестве образования, на местном фактически разламывают его основы.

Стоит напомнить, что советская система образования являлась предметом гордости, как лучшая в мире. Сегодня главным в тольяттинской школе становится не педагог, а бухгалтер. Причем нынешнее тольяттинское руководство отрасли делает для этого все возможное. Так, в подведомственном департаменту учреждении дополнительного образования МОУ ДПОС «ЦИТ» ставок педагога более 16 тыс. Это больше общего числа школьных учителей, наверное, раза в два (см. «Хронограф» №5 (314) от 15.02.10). В системе дополнительного образования Тольятти также все держится исключительно на нормативном финансировании.

Трансляция такого потребительского подхода в другие отрасли социальной сферы вряд ли пойдет на пользу городу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Ирина КОЧУКИНА, руководитель департамента образования мэрии г. о. Тольятти

- Мы медали никак не вводим в критерий оценки деятельности образовательного учреждения. Во-первых, совершенно понятно, что в учреждениях, которые работают по углубленной программе, детей, готовых получить медаль, гораздо больше, нежели в обычной школе. Т. е. это не главный критерий оценки деятельности школы. Наши образовательные учреждения финансируются по нормативу, исходя из количества учеников. Это тоже элемент финансирования по результату. Потому что одним из признаков результата является количество детей в образовательном учреждении.

Татьяна ПОДОЛЯКО, директор МОУ «Гимназия №49»

- У нас введено и уже много лет действует сейчас и на всю страну проецируется подход — нормативное, подушевое финансирование в образовательных учреждениях. За каждым учеником на образовательное учреждение идут определенные средства. И есть положение о фонде оплаты труда педагогов. В соответствии с этим идет распределение — сколько средств на зарплату за часы, сколько — на стимулирующую часть.

- Мэрией Тольятти как-то поощряются школы, где большое количество медалистов?

- У нас много лет подряд проходит городское мероприятие — бал медалистов. На нем чествуются и дети, и руководители этих образовательных учреждений, и педагоги, которые готовят детей.

Сергей ДЬЯЧКОВ, социолог

- Нам устроили абсолютную подлянку. Дети сознательно шли на медаль и рассчитывали, что их заслуги, трудолюбие, добросовестность и т. д. отметят. Оказалось, что это вообще никому не надо. Не случайно, что в этом году количество медалистов упало почти в полтора раза. Это идиотизм, чтобы деньги шли за ребенком. Потому что когда гоняются за количеством, качество уже не имеет никакого значения. Плюс ко всему переполненность, от которой пыталась избавиться еще советская система, теперь становится не просто нормой и правилом, а даже заслугой.

Неонила ЗАХАРЕНКО, директор МОУ «Гимназия №39»

- Получается ли, что система поощрения учителей, чьи ученики показывают высокие результаты, существует чист на уровне школ?

- Да, и у каждого учреждения по-разному. Потому что у каждого образовательного учреждения собственный стимулирующий фонд, разработанный коллективом. Кроме того, у учителей, которые подготовили «стобалльников», у них автоматически продлевается аттестация. Это тоже неплохой стимул. Когда подводятся итоги по работе школ, на первое место ставятся школы, где есть «стобалльники», объявляется благодарность руководителям. Каких-то таких очень сильных рычагов стимулирования нет.