Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (327) | 24 мая 2010г.
 

В обход всех санкций

Ростехнологии продолжают искать варианты встраивания АВТОВАЗа в свои схемы торговли

Павел Соколов

Сегодня ОАО «АВТОВАЗ» в очередной раз близко к началу масштабного экспорта в страны Латинской Америки. В 2006 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) намеревалось начать туда крупные поставки готовых автомобилей. Просчеты РОЭ во внешнеторговой сфере заставили к 2008 г. заговорить о передаче лицензии на право производства автомобилей и создании в Венесуэле отверточной сборки Lada. Сегодня в целях реализации этой идеи ведется активная работа по созданию автокомпонентного холдинга «Ростехнологии Авто». Нужен он лишь для того, чтобы экспортировать в страну — участницу ВТО автомобили в разобранном виде. Все предыдущие схемы переброски автомобилей в Венесуэлу с прямым участием АВТОВАЗа могли грозить ей жесткими санкциями со стороны других стран — участниц ВТО.

Шлагбаум ВТО

Венесуэла является участницей ВТО. Это предписывает ей исполнять принятые обязательства по выполнению комплекса многосторонних торговых соглашений (МТС). При выстраивании отношений с ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ» и государственной корпорацией РФ «Ростехнологии» руководство этой страны вынуждено сверять условия предлагаемых сделок на предмет их соответствия МТС.

Анализ ситуации показал, что наибольшие сложности для российской стороны как для экспортера автомобилей по каналам РОЭ создают положения Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах (Agreement on Subsidies and Countervailing Measures).

В приложении №1 к соглашению о субсидиях и компенсационных мерах описаны признаки запрещенных субсидий. При этом часть III данного соглашения описывает перечень неблагоприятных для других членов ВТО последствий от субсидий. Даже малейшие отклонения от правил дают основания для проведения расследований в отношении сторон, допустивших нарушение МТС.

Многие мероприятия, направленные со стороны правительства РФ на поддержку ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «КАМАЗ», подпадают под признаки запрещенных субсидий. В части АВТОВАЗа это дотации железнодорожных перевозок автомобилей в отдаленные части РФ, многомиллиардные госвливания, которые рискуют оказаться для бюджета РФ невозвратными, программа стимулирования продаж в рамках мероприятии по утилизации старых автомобилей и т.д. Из этого следует, что в случае начала крупных поставок готовой продукции ОАО «АВТОВАЗ» в Венесуэлу другие страны — члены ВТО могут инициировать в отношении Венесуэлы экономические санкции. Круг потенциальных инициаторов расследований и введения санкций очевиден.

В Венесуэле автопром представлен японскими и американскими корпорациями. Сборочные производства имеют Chrysler, General Motors, Ford, Toyota, Iveco, а также американский производитель тяжелых грузовиков Mack. Последним пиковым для Венесуэлы годом по объемам продаж новых автомобилей стал 2007 г. Из 491 899 проданных в тот год автомобилей лишь 10% собирались в стране. При этом в течение 2007 г. 65 тыс. легковых автомобилей были поставлены в Венесуэлу со сборочных заводов соседней Колумбии: Sofasa (марки Renault и Toyota), General Motors Colmoters (Chevrolet) и CCA (Mazda, Mitsubishi и Ford).

Плечо доставки автомобилей из Колумбии значительно меньше, чем из России. Для российских производителей это серьезный недостаток в плане формирования конкурентной цены для продажи автомобилей в странах Латинской Америки. Для того чтобы включить затраты на транспортировку через океан в цену автомобиля и при этом сохранить привлекательность цены, нужно существенно снизить цену отгрузки экспортной партии автомобилей Lada с конвейера в Тольятти. Либо найти иные меры компенсации затрат. Сделать это так, чтобы третья сторона не инициировала расследование по части нарушений требований Соглашения о субсидиях, практически невозможно.

То же самое касается и такого требования МТС, как соблюдение антидемпинговых мер страной-экспортером. Суть этих мер сводится к тому, что поставляемый на экспорт товар не должен продаваться по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-производителя. Очень сомнительно, что автомобили Lada сумеют завоевать рынки развивающихся стран, если будут выставлены там по цене не ниже, чем в России, плюс надбавка за доставку.

Эти факторы могут объяснить причину, из-за которой российская сторона до сих пор не сумела начать масштабные поставки автомобилей Lada в страны Латинской Америки через Венесуэлу. И это при том, что еще в апреле 2006 г. президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский в интервью «Хронографу» сообщил: «Мы уже сейчас не можем удовлетворить всех заявок, которые поступают из-за рубежа: отрабатываем не более 20-25% из них. Т.е. 75% заявок, которые сегодня существуют, даже не рассматриваем. Миллион автомобилей, которые мы выпускаем, на самом деле недостаточен. Нам надо расшить узкие места, для того чтобы выйти на 1125 -1150 тыс. автомобилей в год. И тогда у нас появится реальная возможность обеспечивать те заявки, которые сегодня уже начинают поступать по линии Рособоронэкспорта» (см. «Хронограф» №13 (132) от 17.04.06).

Споткнулись на офсете

Заявки по линии РОЭ могли быть сформированы только в рамках его основного вида деятельности — экспорта вооружений. Такое было возможно, но только в рамках оффсетных сделок. Для экспортера вооружений подобного рода сделки представляют из себя не что иное, как добровольное самообременение по части организации плюс к оружию еще и поставок продукции народного хозяйства, но за свой счет (см. «Хронограф» №17 (136) от 22.05.06). В обывательском смысле подобного рода схемы могут быть расценены как откат. Возможно, поэтому руководство страны предпочитало не акцентировать внимание общественности на этой особенности военно- технического сотрудничества РФ. Хотя была и другая, куда более весомая причина держать эту тему в секрете.

Одним из основных противников прямых оффсетных форм военно-технического сотрудничества выступали США. В 2006 г. и в 2008 г. госдепартамент США сумел осложнить действия РОЭ путем введения против него экономических санкций по, казалось бы, формальным причинам (обвинения в поставках Ирану). Заявление госдепа США о санкциях в отношении РОЭ в 2006 г. последовало сразу после подписания Рособоронэкспортом крупного контракта на поставку в Венесуэлу 24 многофункциональных истребителей Су-30МК2 и 53 вертолетов (Ми-17В-5, Ми-35М и Ми-26Т). Исполнителем контракта была АХК «Сухой». Президент Венесуэлы Уго Чавес прибыл в Москву для подписания этого контракта 25 июля (см. «Хронограф» №28 (147) от 11.09.06). Не исключено, что прицепом к этому военному грузу должны были пойти автомобили Lada в качестве товаров народного потребления.

Несложно догадаться, что если бы такое произошло, то колумбийские заводы в одночасье потеряли бы рынок сбыта. Акционеры этих заводов из США понесли бы убытки. Следовательно, у них был прямой интерес вмешаться в ситуацию. Косвенное подтверждение того, что решение госдепа США о введении санкций не обошлось без лоббистских возможностей американских промышленников, можно было усмотреть в комментариях российской стороны.

«Санкции Госдепа США — это чисто политический шаг, пример недобросовестной конкуренции», — заявил по поводу тех событий в комментарии РБК daily генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов. В той же публикации РБК daily (от 8 августа 2006  г.) заместитель генерального директора АХК «Сухой» Вадим Разумовский подчеркнул: «Контракты, которые подписываются между РФ и Венесуэлой, пересматриваться не будут».

Как бы то ни было, но неоднократно анонсируемых масштабных отгрузок автомобилей Lada в Венесуэлу после этого так и не случилось. И это при том, что в течение 2007-2008 гг. на АВТОВАЗе был сформирован небывалый запас товарных автомобилей, появление которого было сложно объяснить кроме как подготовкой для экспортных нужд в заранее обусловленные страны.

Сменили стратегию

В данном контексте уместно вспомнить о периоде, когда АВТОВАЗом руководил Борис Алешин (сентябрь 2007 г. — сентябрь 2009 г.). Еще при Есиповском заявлялись планы строительства в Тольятти дополнительных производственных мощностей по силовым агрегатам. 21 июля 2006 г. в торжественной обстановке был даже заложен первый камень в основание первой очереди будущего завода мощностью 330 тыс. агрегатов в год (см. «Хронограф» №26 (145) от 24.07.06). Сопоставив озвученное ранее Есиповский в интервью количество автомобилей, необходимое с учетом потребностей по заявкам РОЭ, становится понятно, что завод для изготовления дополнительных 330 тыс. силовых агрегатов требовался именно для этого. Урок, который преподнесли США своими санкциями, показал всю уязвимость стратегии экспорта автомобилей по линии заказов РОЭ. Вместе с этим пропала срочная необходимость строительства завода силовых агрегатов.

Основатель Magna Фрэнк Стронак (крайний слева) так и не сумел стать своим для Ростехн
Основатель Magna Фрэнк Стронак (крайний слева) так и не сумел стать своим для Ростехн

Есть несколько причин говорить о том, что этот завод планировался исключительно для экспортных целей. Во-первых, российский рынок автомобилей с того момента демонстрировал стабильный ежегодный рост. Во-вторых, уже в последующие два года объемы производства на самом АВТОВАЗе достигли своих исторических максимумов. Однако, несмотря на этот рост, инвестировать в дополнительное производство на АВТОВАЗе не спешили. Просто сменилась экспортная стратегия.

Суть новой стратегии можно было расшифровать в словах Бориса Алешина. В ноябре 2008 г., будучи президентом ОАО «АВТОВАЗ», в интервью газете «Ведомости» он сообщил, что АВТОВАЗ готов передать Венесуэле лицензию на изготовление автомобилей Lada в качестве своего вклада в создание совместного производства в этой стране. Это высказывание должно было дать исчерпывающий ответ всем тем, кто до того момента еще пытался напомнить Алешину о его обещании образца 2006 г. про госфинансирование АВТОВАЗа в объеме S5 млрд. Скорее всего, это госфинансирование подразумевалось именно под строительство мощностей для экспортных поставок в рамках оффсетных проектов РОЭ.

Утрата прежних мотивов для инвестирования в новое производство сделало период руководства Алешина временем создания видимости непрерывных преобразований корпоративной структуры и поиска стратегического партнера. Все это могло достаточно эффективно отвлекать внимание не только широкой общественности, но и узких специалистов внешнеэкономических отношений от истинных процессов.

Анализ хронологии взаимоотношений АВТОВАЗа с канадской компанией Magna International Inc. якобы в качестве стратегического партнера, а затем с Renault позволяет получить весьма неутешительный для тольяттинцев вывод. В госкорпорации «Ростехнологии» ценность АВТОВАЗа продолжают видеть лишь в его способности быть донором технологий гражданского назначения для стран — партнеров РОЭ. Для лучшего понимания картины на хронологию так называемых поисков партнера следует наложить ряд событий, описывающих отношения первых лиц РФ и Франции.

Между Magna и Renault

Бизнес компании Magna серьезно зависит от ее позиций на рынке США. Соответственно, руководство США имеет возможность оказывать косвенное влияние на нее посредством тех или иных мер зашиты внутреннего рынка. Глубокое проникновение Magna в структуру российского автопрома могло впоследствии сделать его более зависимым от мнений из-за океана. Это могло осложнить перспективы РФ в работе на рынках Латинской Америки, которые традиционно считаются вотчиной США.

К осени 2008 г. необратимость разрыва отношений была видна уже не только между АВТОВАЗом и Magna, но и между Magna и Олегом Дерипаской. В октябре 2008 г. компания Magna заявила о выходе Дерипаски из состава акционеров Magna. Попытка американцев сделать российский автопром зависимым от себя не удалась. Словно по случайному стечению обстоятельств в октябре 2008 г. госдепартамент США во второй раз объявил об экономических санкциях в отношении РОЭ.

Участие президента Франции Николя Саркози в качестве главного переговорщика от Евросоюза по урегулированию последствий военной агрессии Грузии в августе 2008 г. позволило руководству РФ найти дополнительные направления для взаимного экономического проникновения. Покупка у Франции вертолетоносцев «Мистраль» и права на их строительство может носить двойное значение. Помимо обычной экономической выгоды для французской стороны от сделки это можно рассматривать еще и как вариант получения гарантии, что со стороны Renault не последует инициатив о введении санкций в отношении Венесуэлы в случае начала экспансии продукции АВТОВАЗа на рынок Латинской Америки. Стоит напомнить, что в Колумбии находится сборочное производство автомобилей Renault.

Повезут в разобранном виде

Идея создания на базе автокомпонентных активов АВТОВАЗа и КАМАЗа холдинга «Ростехнологии Авто» отлично вписывается в концепцию передачи Венесуэле лицензии на сборку российских автомобилей. Автомобили будут отправляться в Латинскую Америку в виде узлов и агрегатов. Производителем этих узлов формально будет значиться то или иное структурное подразделение холдинга «Ростехнологии Авто», хотя изготавливаться они будут все на тех же вазовских площадях. Следовательно, при отправке этой продукции на экспорт к АВТОВАЗу формально она не будет иметь никакого отношения. Следовательно, санкции, которые могли бы грозить Венесуэле за прямые контакты с АВТОВАЗом, в этой части удастся избежать.

Причем эта схема позволит уйти и от обвинений в демпинге, даже если узлы будут поставляться на сборочный завод Венесуэлы по смехотворно низкой цене. Дело в том, что на российском рынке покупателем этих узлом будет разве что сам АВТОВАЗ. Следовательно, ему ничто не будет мешать закупать эти узлы у компаний холдинга по цене не выше экспортной. Компенсировать потери он, например, сможет за счет поступлений от сдачи холдингу в аренду производственных мощностей или за пользование лицензионным правом на производство узлов и деталей. С учетом глубины неформального взаимопроникновения менеджмента Ростехнологии, как в структуры создаваемого холдинга «Ростехнологии Авто», так и в управление АВТОВАЗа, вариантов внутренних взаимоотношений между ними может быть сколько угодно. Уго Чавес уже в 2008 г. начал готовить условия у себя в стране под эту комбинацию. Для начала он принял меры по сокращению с 1 января 2008 г. импорта в страну легковых автомобилей. А в 2009 г. потребовал от Ford, General Motors, Fiat и Toyota поделиться технологиями производства автомобилей с венесуэльскими компаниями, прекрасно понимая, что они этого не сделают на выгодных для него условиях и, скорее всего, свернут свой бизнес в стране. «Я приглашаю их собраться и уйти. Взамен я приведу сюда россиян и белоруссов», — передавало агентство Associated Press слова венесуэльского президента.

Заполучить такого лоббиста своих интересов в лице президента страны можно было лишь путем серьезных преференций, которые он уже, наверное, успел почувствовать.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Хронология событий, связанных с попытками руководства ФГУП «Рособоронэкспорт» и госкорпорации «Ростехнологии» включить ОАО «АВТОВАЗ» в структуру своей внешнеторговой деятельности

22 декабря 2005 г.

В ходе внеочередного собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» был избран новый состав совета директоров, основу которого сформировали представители ФГУП «Рособоронэкспорт».

17 апреля 2006 г.

В интервью газете «Хронограф» президент -генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский заявил: «Мы уже сейчас не можем удовлетворить всех заявок, которые поступают из-за рубежа». Речь шла о заявках по каналам ФГУП «Рособоронэкспорт».

Июль 2006 г.

Руководство ФГУП «Рособоронэкспорт» подписало с Венесуэлой крупный контракт на поставку в Венесуэлу вооружений.

28 июля 2006 г.

Госдепартамент США ввел экономические санкции против ФГУП «Рособоронэкспорт».

31 июля 2006 г.

Президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский подал в отставку. Эту должность он занимал с 22 декабря 2005 г.

25 сентября 2006 г.

Подписан меморандум о взаимопонимании ОАО «АВТОВАЗ» и канадской компании Magna International Inc. по совместной разработке новой платформы Lada и организации в Тольятти сборочного завода мощностью 450 тыс. автомобилей в год.

22 декабря 2006 г.

В Москве в развитие ранее подписанного меморандума состоялось подписание рамочного соглашениея между ОАО «АВТОВАЗ» и компанией Magna о сотрудничестве. Это соглашение предусматривало к концу 2009 г. запуск первой очереди мощностью 220 тыс. автомобилей в год.

6 апреля 2007 г.

Впервые в прессе появилась информация, что Magna разработала для АВТОВАЗа слишком дорогой автомобиль.

10 мая 2007 г.

Совет директоров Magna International Inc. одобрил соглашения — основное и дополнительные — с ОАО «Русские машины» Олега Дерипаски, которое включало продажу ему акции и сопутствующую этому реструктуризацию корпоративной структуры Magna International Inc. Согласно условиям сделки Олег Дерипаска и основатель Magna Фрэнк Стронак планировали создать совместную холдинговую компанию, которая получила бы контроль в диверсифицированном производителе автокомплектующих.

18 мая 2007 г.

В Тольятти в присутствии президента РФ Владимира Путина между ОАО «АВТОВАЗ» и компанией Magna было подписано соглашение о намерениях, предусматривающее создание СП по выпуску автомобилей класса С.

24 мая 2007 г.

В Австрии между ОАО «АВТОВАЗ» и компанией Magna было подписано очередное соглашение о совместной разработке серийных автомобилей на базе платформы класса С. Документ подразумевал создание совместной группы управления проектом.

27 мая 2007 г.

Гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) Сергей Чемезов сообщил, что руководство ОАО «АВТОВАЗ» рассчитывает, что проект с канадской Magna будет профинансирован за счет государства. Он также отметил, что в рамках работы с Magna руководство РОЭ и владелец холдинга «Русские машины» Олег Дерипаска обсуждают идею создания СП по выпуску легковых автомобилей.

28 августа 2007 г.

На внеочередном собрании акционеров акционеры канадской Magna International Int. одобрили сделку по продаже акций «Русским машинам» за $1,5 млрд около 20 млн акций (20%).

Октябрь 2007 г.

Руководство Magna International Inc. поспешило опровергнуть просочившуюся информацию о строительстве автозавода в России. Как сообщалось накануне этого, объем инвестиций должен был составить $500 млн.

Октябрь 2007 г.

Между ОАО «АВТОВАЗ» и итальянской компанией FIAT был подписан меморандум о взаимопонимании.

Декабрь 2007 г.

Глава FIAT Серджио Маркионне заявил о возможности инвестиций в ОАО «АВТОВАЗ».

10 декабря 2007 г.

Председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов и президент Renault Kapлос Гон подписали протокол о взаимопонимании.

29 февраля 2008 г.

В Москве гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, президент группы «АВТОВАЗ» Борис Алешин, президент ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент Renault Карлос Гон подписали соглашения о стратегическом партнерстве между АВТОВАЗом и Renault. В соответствии с подписанными соглашениями Renault приобретал у «Тройки Диалог» 25% акций в капитале АВТОВАЗа.

12 августа 2008 г.

Президент Франции Николя Саркози в целях урегулирования конфликта, возникшего в результате вооруженной агрессии Грузии в отношении Южной Осетии, встретился в Москве с президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем правительства РФ Владимиром Путиным.

3 октября 2008 г.

Компанией Magna озвучена информация, что Олег Дерипаска вышел из состава акционеров Magna, отдав пакет одному из своих кредиторов. В 2007 г. структуры Дерипаски взяли $877 млн у французского BNP Paribas в качестве двухлетнего кредита на покупку доли в Magna.

24 октября 2008 г.

ИТАР-ТАСС сообщило, что госдепартамент США ввел новые односторонние санкции против РОЭ.

1 ноября 2008 г.

На выставке военно- морской техники и вооружения EURONAVAL-2008 главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заинтересовался возможностями крупнейшего французского судостроителя Thales по строительству авианесущих кораблей. Группа компаний Thales — один из крупнейших «военных» концернов Европы. Входящие в концерн предприятия проектируют и выпускают продукцию разных классов — от электроники до боевых кораблей. Компания Thales Naval — один из основных проектировщиков перспективных британских авианосцев типа CVF и близкого к ним по размерам и ТТХ французского перспективного проекта РА2.

27 ноября 2008 г.

Президент РФ Дмитрий Медведев совершил свой первый визит в Венесуэлу. В начале российско- венесуэльских переговоров Медведев заявил, что он считает страны Латинской Америки «друзьями, с которыми Россия поддерживает привилегированные отношения».

Ноябрь 2008 г.

Президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин публично озвучил готовность российской стороны передать лицензию на сборку вазовских автомобилей Венесуэле.

2 июня 2009 г.

Председатель правительства РФ Владимир Путин в рамках церемонии открытия завода Nissan в Санкт-Петербурге сумел пообщаться с президентом компании Nissan Карлосом Гоном в неформальной обстановке.

4 августа 2009 г.

Получила огласку информация о том, что Россия и Франция ведут переговоры на уровне экспертов о возможной закупке французского универсального десантного корабля (вертолетоносец) типа «Мистраль» стоимостью до EUR 400 млн.

5 августа 2009 г.

Заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин в третий раз посетил с официальным визитом Венесуэлу. Этот визит был назван «логическим продолжением визита в эту страну президента Медведева».

1 февраля 2010 г.

Заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин вновь посетил Венесуэлу. В ходе визита стороны обсудили возможность поставки в Венесуэлу 2,5 тыс. автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» и создание в стране сборочного автозавода.

1 марта 2010 г.

Председатель правительства РФ Владимир Путин встретился с главой альянса Renaul- Nissan Карлосом Гоном. В ходе встречи они обсудили вопросы развития ОАО «АВТОВАЗ».

15 марта 2010 г.

Руководство ОАО «АВТОВАЗ» и концерна Renault-Nissan представили совместный бизнес-план по выводу предприятия из кризиса. Этот бизнес-план готовила международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG).

2 апреля 2010 г.

Председатель правительства РФ Владимир Путин совершил свой первый визит в Венесуэлу. С президентом Венесуэлы Уго Чавесом он обсудил условия предоставлении Россией госкредита Венесуэле на сумму $2,2 млрд.

21 апреля 2010 г.

Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Михаил Дмитриев сообщил, что Россия планирует до конца 2010 г. заключить соглашение с Францией о закупке в этой стране вертолетоносцев типа «Мистраль». Москва предложила купить один готовый корабль, а три корабля построить на своих верфях.

Комментарии

Александр ШМЫГОВ, руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- При принятии решения о продаже и организации сборочных производств на новых внешних рынках АВТОВАЗ руководствуется комплексом экономических, политических и социальных факторов. В Венесуэле был подписан протокол о совместной проработке проекта сборочного производства автомобилей Lada. Все параметры соглашения будут обнародованы по окончании переговоров. В ходе проработки проекта будут окончательно определены стоимость передаваемой технической документации и остальные параметры. Все вопросы, связанные с созданием холдинга «Ростехнологии Авто», просим вас адресовать в ГК «Ростехнологии».