Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (327) | 24 мая 2010г.
 

Сомнительные маневры

Тольяттинские власти позабыли об ОЭЗ и ТПТП

Михаил Куракин

19 мая депутатский корпус ТГД все-таки утвердил городскую инвестиционную программу (ИП) ОАО «ТЕВИС» на 2010-2013 гг. Объем инвестиций составляет всего 90 млн р. Из опыта предыдущей программы можно сделать вывод, что реальные поступления, скорее всего, составят лишь 15% от намеченного. Едва ли это будет способствовать развитию тольяттинских коммунальных сетей. Между тем достаточно странным выглядит тот факт, что в программе оказались неотраженными готовящиеся проекты — особая экономическая зона (ОЭЗ) и Тольяттинский промышленный технологический парк (ТПТП).

Стоит напомнить, что инвестиционная программа ТЕВИСа на 2010-2013 гг. была рассмотрена на постоянной комиссии ТГД по городскому хозяйству еще 3 апреля 2010 г. Однако депутаты предпочли перенести ее на неопределенный срок. Перенос, как оказалось, был связан прежде всего с техническими неточностями, допущенными специалистами департамента экономического развития мэрии г. Тольятти в ходе проработки инвестпрограммы. К самой же программе у депутатского корпуса претензий не было.

18 мая исправленная инвестпрограмма в очередной раз оказалась на рассмотрении комиссии по городскому хозяйству. На этот раз депутатский корпус поддержал инициативу мэрии единогласно. Заявленной целью инвестиционной программы является надежное, бесперебойное и качественное снабжение потребителей Автозаводского р-на г. Тольятти тепловой энергией, горячей и питьевой водой, отведение сточных вод в течение 2010-2013 гг., увеличение пропускной способности существующих, а также строительство новых трубопроводов тепловых, водопроводных, канализационных сетей и сооружений для обеспечения возможности подключения объектов нового строительства. Согласно законодательству РФ подобная ИП может быть реализована только в этих рамках. 19 мая инициатива была поддержана уже на заседании ТГД. Однако, судя по всему, в ТГД мало кто осознает декоративность принятой ИП. По мнению экспертов «Хронографа», подобная ИП может оказаться не стимулирующей развитие, а сдерживающей его.

Нынешняя трехлетняя городская инвестиционная программа оценивается всего в 90 млн р. Для примера: ИП ТЕВИСа на 2006-2009 г. составляла 700 млн р. Однако она была провалена. После заседания ТГД депутат и заместитель генерального директора ТЕВИСа по развитию Сергей Анташев так прокомментировал ситуацию: «Мы первую программу почему не выполнили? Потому что в нее были включены «хотелки», которые были не оправданы. И по факту деньги были собраны лишь на 15%». Учитывая непростой кризисный период и существующую практику, можно ожидать, что собираемость по вновь утвержденной программе едва ли превысит 10 млн. р. Сегодня у многих есть понимание, что никакого развития с таким финансированием попросту быть не может.

Депутаты оказались не слишком щедрыми
Депутаты оказались не слишком щедрыми

«Вместо того чтобы предусмотреть нормальное развитие (а это закладывается в техническое задание), предусмотрена эта усеченная, или ущербная, программа. Программа, по сути, отражает стратегию развития Тольятти, поэтому она такая маленькая. В Одинцово, например, водоканал только на программу по воде и водоотведению запланировал инвестпрограмму на 9 млрд р. И они говорят, что каждый год вводится 1 млн кв. м жилья. Они обеспечивают новые дома мощностями. Вот это нормально. Город развивается. В Тольятти все совершенно иначе», -добавил Сергей Анташев.

Стоит также отметить, что городская ИП принимается в рамках ФЗ-210. Механизм принятия достаточно прост. Мэрия г. Тольятти формирует техзадание, которое направляется в ТЕВИС. В рамках тех-задания ТЕВИС разрабатывает мероприятия, которые могут быть реализованы. Учитывая, что перечень объектов, указанных в приложении в программе ТЕВИСа на 2010-2013 гг., весьма невелик, можно сделать ряд выводов. Прежде всего, утверждая новую городскую ИП, тольяттинские власти должны были понимать, что все технологические подключения, которые не запланированы в ИП, будут осуществляться по постановлению правительства РФ №360. Проще говоря, по договоренности между ТЕВИСом и потенциальным потребителем мощностей. Насколько руководство ТЕВИСа в существующих условиях склонно к демпингу, сказать сложно. Однако едва ли стоимость технологического присоединения для потенциальных потребителей окажется ниже стоимости, которая заложена в ИП на 2010-2013 гг. Все это говорит о том, что реанимация практически замороженного в период кризиса строительства может затянуться.

Стоит также напомнить о внутренней ИП ТЕВИСа. В ноябре 2009 г. мэрия г.Тольятти установила для предприятия тариф на воду. Рост тарифа на транспортировку воды и прием стоков составил 2,9%. Фактически этот рост не покрывает даже уровень официальной инфляции, который был назван в Министерстве экономического развития РФ. Из этих средств, заложенных в тарифе, складываются затраты на обслуживание, ремонт и модернизацию сетей. Износ сетей в Автозаводском р-не г. Тольятти в отдельных случаях доходит до 90%. Сети требуют не просто ремонта, но и модернизации и перекладки. Установленный уровень тарифа говорит о том, что все эти работы осуществлять не на что (см. «Хронограф» №45 (309) от 28.12.09).

В ситуации с утверждением городской инвестпрограммы ТЕВИСа на 2010-2013 гг. весьма странным выглядит тот факт, что амбициозные планы, которые декларируются городскими властями на уровне правительств области и России, отсутствуют в инвестпрограмме. Стоит напомнить, что на территории г. Тольятти планируется создание ОЭЗ, ТПТП. Все эти проекты в любом случае должны быть обеспечены коммунальными ресурсами. В условиях того, что на территории Автозаводского р-на ТЕВИС является монополистом, отсутствие объектов ОЭЗ и ТПТП в инвестпрограмме ТЕВИСа на 2010-2013 гг. выглядит странным. Не исключено, что подобный подход может существенно повлиять на продажную стоимость активов ТЕВИСа. Однако судить об этом сегодня крайне непросто.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей АНТАШЕВ, депутат ТГД, заместитель генерального директора ОАО «ТЕВИС»

- Изменения в программу внесены не были. Мэрия просто устранила формальные замечания, которые были выявлены ранее. К самой же программе замечаний нет. Хотя, по сути, программа сегодня отражает картину происходящего в городе. То, что программа оказалась на 90 млн р. на три года, это, конечно, смешно. Мы оцениваем ее как своеобразный выкидыш. Она не решает никаких стратегических вопросов. Где заявка на ОЭЗ? Почему она не нашла отражения в инвестпрограмме? Там ведь, наверное, какие-то мощности предусмотрены. Все, о чем в последнее время так много говорят, должно было найти отражение в техзадании мэрии. Ведь программа была утверждена до 2013 г. Как мы видим, эти и многие другие вопросы в инвестпрограмме отражены не были.