Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (325) | 4 мая 2010г.
 

ДАР заповеднику

Фонд Михельсона и Симановского построит дорогу в Большом Утрише

Иван Григорьев

13 апреля концессионером строительства лесохозяйственной дороги на территории государственного заказника Большой Утриш в Краснодарском крае стало ООО «Управляющая компания фонда ДАР» (УКФ ДАР). Эта компания через ООО «Левит» контролируется Леонидом МИХЕЛЬСОНОМ и Леонидом СИМАНОВСКИМ. Первые лица ОАО «НОВАТЭК» уже смогли ощутить реакцию экологов, которые считают, что строительство принесет непоправимый ущерб природе. Ранее отмечалось, что ФРНП «ДАР» мог быть причастным к строительству там ФОК для администрации президента РФ.

Концессионеры

Конкурс, объявленный в марте 2010 г. департаментом лесного хозяйства (ДЛХ) Краснодарского края, завершился без неожиданностей. Концессионное соглашение в отношении строительства лесохозяйственной противопожарной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества ДЛХ Краснодарского края заключит с ООО «Управляющая компания фонда «ДАР». Кроме этой компании заявок на участие в концессии не подал никто.

Единственным учредителем ООО «УКФ ДАР» является НКО «Фонд региональных некоммерческих проектов «ДАР» (ФРНП ДАР). В 2008 г. фонд арендовал у ДЛХ земельный участок площадью 119,8 га в кварталах 72 и 79 лесничества на 49 лет. Переданная ФРНП ДАР во временное пользование территория прилегает ко Второй, Третьей и Четвертой Утришским лагунам с уникальными ландшафтами и можжевелово- фисташковыми лесами.

Прописанное в договоре аренды «обеспечение противопожарной безопасности» 120 га леса государственного природного заказника Большой Утриш уже почти два года активно осуждается экологическими организациями.

Дело в том, что под благовидным предлогом могут скрываться планы построить резиденцию для Управления делами президента РФ (см. «Хронограф» №10 (319) от 22.03.10). Документация на строительство «закрытого» физкультурно-оздоровительного комплекса и сопутствующих объектов, попавшая в руки экологов, свидетельствует о возможном ущербе природе.

Сменили тактику

«Невзирая на научно обоснованные границы заповедника, чиновники от Министерства природных ресурсов и экологии России и соответствующих департаментов Краснодарского края решили вопреки обоснованию ученых изъять часть заповедной территории и передать ее под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса Управления делами президента России.

Данный факт на первых порах решено замаскировать арендой данного участка Фондом региональных некоммерческих проектов «ДАР». Фонд принадлежит уже совершенно коммерческому ООО «Левит», за которым стоит олигарх Леонид Михельсон. К месту строительства год назад стали рубить дорогу. Бульдозеры, попирая все законы, сносили могучие можжевеловые деревья, занесенные в Красную книгу. Усилиями общественности при вмешательстве прокуратуры и милиции беспредел был приостановлен», — отмечала кандидат биологических наук из Анапы Светлана Панькова 4 декабря 2009 г. в своей статье на сайте «Экологическая вахта по Северному Кавказу».

Единственным учредителем ФРНП ДАР является самарское ООО «Левит». 11 августа 2009 г. в ЕГРЮЛ были внесены данные о том, что доля 78,3% в ООО «Левит» принадлежит Леониду Михельсону, 21,7% — Леониду Симановскому (на фото). До определенного момента ООО «Левит» полностью контролировало ОАО «НОВАТЭК». Леонид Михельсон является председателем правления ОАО «НОВАТЭК». Симановский — депутат Госдумы.

Судя по всему, учредители ООО «Левит» под давлением общественности решили изменить тактику. Работы в Утрише поделены на несколько составляющих. Для начала в рамках концессионного соглашения появится дорога протяженностью 11,7 км. Срок действия договора равен 10 годам с момента его заключения с возможностью изменения указанного срока по согласованию сторон. Ежегодно УКФ ДАР будет вносить в краевой бюджет чисто символическую концессионную плату — 1 р. ФРНП ДАР, для сравнения, платит за аренду Утриша в 14 млн раз больше. При этом основным видом деятельности УКФ ДАР, как победителя конкурса, по классификации ОКВЭД, является отнюдь не «строительство зданий и сооружений», а «управление недвижимым имуществом».

Странная дорога

Тот момент, что концессионер не имеет надлежащего опыта для выполнения условий соглашения, очевидно, не смутил ДЛХ. Подрядчиком работ может стать фирма ООО «Харвинтер», которую ранее, по данным экологов, якобы выбрал себе в партнеры по возведению госрезиденции ФРНП ДАР.

Между тем, появление инженерных объектов на территории заказника Большой Утриш и, соответственно, заключение концессионных соглашении для их строительства противоречат нормам Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также нормам ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесного кодекса РФ. В ДЛХ не смогли объяснить корреспонденту «Хронографа», как при подготовке конкурса были обойдены некоторые требования действующего законодательства.

Не исключено, что организации Михельсона и Симановского попытаются извлечь из функционирования новой дороги коммерческую выгоду. В соответствии с конкурсной документацией указанная дорога предназначена «для проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также в качестве дороги общего пользования». По закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» на основе концессионных соглашений может осуществляться строительство только платных автомобильных дорог или автомобильных дорог, содержащих платные участки. Данное положение, в свою очередь, противоречит «противопожарным» и «лесохозяйственным» функциям дороги, которую предполагает построить УКФ ДАР. Получается, что дорога станет платной для всех, в т. ч. для пожарных и лесников. Давать комментарий о ее пропускной способности, стоимости проезда автомобилей и расчетов вредного воздействия транспорта на окружающую среду в УКФ ДАР, ФРНП ДАР и «Левите» не стали. Также непонятно, кто и куда сможет перемещаться по этой дороге за деньги в случае, если она будет вести к государственному физкультурно-оздоровительному комплексу.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Андрей РУДОМАХА, координатор НКО «Экологическая вахта по Северному Кавказу»

- Сдача строительства и, очевидно, эксплуатация этой дороги в концессию свидетельствуют о том, что победитель конкурса планирует извлекать из работы объекта коммерческую выгоду. Даже в конкурсной документации открыто говорится не только о лесохозяйственной дороге, но и о «дороге общего пользования». Концессионер построит дорогу на свои средства, а потом все доходы пойдут ему. Возможно, это признак того, что Управление делами президента вышло из процесса, т. к. в случае строительства госдачи никакой коммерческой выгоды из дороги извлечь не получится. С другой стороны, концессия может быть просто ходом, чтобы сбить с толку общественность и замаскировать подлинные планы структур Михельсона и Симановского по строительству резиденции.