Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (140) | 19 июня 2006г.
 

Ненужные активы

«Элеваторный бизнес» теряет популярность

Георгий Кизельгур

На прошлой неделе получила развитие ситуация с продажей блокирующего пакета акций ОАО «Самарский элеватор». Российскому фонду управления федеральным имуществом (РФФИ) не удалось продать 25,5% акций ОАО «Самарский элеватор», в результате чего цена пакета была уменьшена. Нижней планкой остаются 9 млн. р., являющиеся ничтожной ценой для этого объекта. Между тем другие участники рынка, похоже, также готовятся к продаже своих «элеваторных» активов.

В 2003 г. РФФИ выставил на торги 25,5% акций ОАО «Самарский элеватор» по стартовой цене 18 млн. р. За право владения этим пакетом состязались ОАО «Самараоблагропромснаб» (СОАПС), Шамиль Аюпов (точнее, принадлежащее ему ЗАО «Кадир, экспорт — импорт») и Лариса Чемоданова, печально известная в связи со скандалом по продаже ОАО «Самарский комбикормовый завод». У каждого из участников на тот момент было примерно равное количество акций, однако пакет, принадлежащий Ларисе Чемодановой, оспаривался в суде.

Любой из перечисленных участников торгов в случае победы на аукционе стал бы владельцем контрольного пакета. Поэтому цена акций, выставленных на торги, стремительно росла и достигла 38 млн. р. Участники рынка считают эту сумму несоразмерной. Выиграла торги фирма, аффилированная с Шамилем Аюповым. Однако в результате переговоров с СОАПС Аюпову удалось приобрести принадлежащие конкурентам акции за меньшую сумму. В итоге фирма, победившая на торгах, не выплатила РФФИ заявленные деньги и госпакет остался в собственности государства.

Самарский элеватор был интересен для участников рынка тем, что находится в центре региона, имеет долговременные контакты с сельхозпроизводителями и располагается на воде, что дает ему дополнительную возможность совершать экспортные поставки. За несколько лет, предшествовавшие предыдущим торгам, элеватор хорошо загружался и, как следствие, имел большой оборот.

Однако теперь, по информации «Хронографа», этот объект приносит своему владельцу убытки, а работники Самарского элеватора находятся в вынужденном отпуске. Существуют сведения, что Шамиль Аюпов пытается продать свою собственность за $9 млн., в то время как участники рынка готовы заплатить за него не более $3 млн. и называют запрашиваемую сумму «несусветной». Утверждается, что «хлебный» бизнес Аюпова пришел в плачевное состояние в результате повышения зернового рынка.

Так, в минувшем году стоимость семян подсолнечника в сезон, вопреки ожиданиям, падала. Это вызвало необходимость избавляться от имеющихся запасов. Между тем Шамилю Аюпову пришлось использовать для приобретения акций заемные средства, поэтому в процессе работы у него возникли сложности с оборотным капиталом, без которого обеспечить заполнение элеватора не представляется возможным.

Поскольку СОАПС является одним из крупнейших игроков на «элеваторном» рынке, «Хронограф» поинтересовался, намерена ли эта компания принимать участие в торгах. По словам генерального директора СОАПС Сергея Цишнатти (на фото), его компания не заинтересована в приобретении госпакета акций Самарского элеватора.

Эксперты «Хронографа» склонны считать это заявление справедливым. Они не исключают, что этот вид бизнеса больше не является для СОАПС приоритетным. Известно, что в период с апреля по июнь 2006 г. ряд структур, аффилированных с СОАПС (ОАО «Кошкинский элеватор», ОАО «Безенчукский элеватор», ОАО «Кошкинскагропромснаб» и ОАО «ЖИТО»), зарегистрировали дополнительную эмиссию акций. Величина эмиссии составила от 54 до 112 млн. р.

В качестве способа размещения была указана конвертация в дополнительные акции. Традиционно такой способ используется для дружественных поглощений либо иных видов объединения разрозненных активов в единое целое для повышения продажной стоимости.