Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (323) | 19 апреля 2010г.
 

Избавятся от перекупщиков

Тольятти планирует самостоятельно собирать троллейбусы

Евгения Андросова

На прошлой неделе стало известно о решении создать в г. Тольятти сборочное производство троллейбусов. Производство разместится на базе цехов МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ). Проект позволит не только серьезно обновить городской троллейбусный парк, но и оживить экономику города. Наличие собственного производителя позволит избавиться от закупок техники через перекупщиков.

К концу этого года в Тольятти может заработать новое производство. Организация в городе сборки троллейбусов обозначена в рамках программы комплексного социально-экономического развития Тольятти на 2010-2020 гг. Предполагается, что собирать машины будут на базе ТТУ. «Это будет не строительство нового предприятия, а загрузка возможностей ТТУ, которое сейчас занимается капитальным ремонтом. Мы разослали предложения на разные предприятия, которые производят троллейбусы, и пока ведем с ними диалог о том, в каком объеме такая сборка может быть организована и насколько это будет эффективно», — рассказывает руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти Геннадий Таранов (на фото).

Вероятно, здесь будет собираться модель завода ЗАО «Тролза» (г. Энгельс), т.к. практически весь парк ТТУ состоит из троллейбусов этого производителя. «Сейчас цех ПТО работает только на капитальный ремонт старых машин и поддержание их на ходу. Троллейбус разбирается, его дефекту ют, капитально ремонтируют электроузлы, потом идет сборка и после — ходовые испытания перед передачей на линию. Вторичный цикл после разборки, по сути, и есть сборка новой единицы. Основной сборочный цикл сегодня существует, но он не решает вопрос обновления парка», — прокомментировал ситуацию Таранов.

Такое производство позволит добиться сразу нескольких положительных моментов для города. Во-первых, это обновление городского троллейбусного парка, изношенность которого составляет более 80%. Повысится эффективность работы самого предприятия. При этом будет создано около 30 постоянных рабочих мест.

Если производство в небольших объемах будет рентабельным, то вполне вероятно, что тольяттинский завод будет собирать машины и для других городов. Не исключено, что таким заказчиком станет Самара. Хотя нынешний мэр Самары Виктор Тархов предлагал отказаться от использования электротранспорта, поскольку он якобы загромождает дороги.

«Организовывать производство только для Тольятти нет смысла. Мы, конечно же, будем обсуждать вопросы сбыта и с Самарой, и с другими городами, прежде всего Самарской обл.

Но это будет зависеть от того, насколько производство будет рентабельно при небольшом выпуске. Соответственно, если будет выгодно при малых объемах, то при большем выпуске производство будет еще более выгодным. Если положительных моментов достигнуто не будет, то мы это увидим и, конечно, от этой затеи откажемся», — отметил Таранов. Также он уточнил, что вопрос пока прорабатывается и более подробно об этом можно будет говорить к концу лета.

Стоит напомнить, что в 2006 г. мэрия Тольятти уже выходила с инициативой тесного сотрудничества с производителем троллейбусов. Тогда предполагалось, что на базе ТТУ и ОАО «Тролза» будет создано акционерное общество, доля завода в котором будет обеспечена новым подвижным составом. Тогдашний первый вице-мэр Тольятти Николай Ренц даже ездил в Энгельс на переговоры. Однако проект так и не был реализован. Вероятной причиной мог стать не совсем удачный опыт создания ОАО «РегионАвтоТранс- Тольятти».

Плоды этого сотрудничества тольяттинская мэрия пожинает до сих пор (см. «Хронограф» №39 (303) от 16.11.09). Кроме того, в том же году в ОАО «Тролза» началась процедура банкротства.

Стоит отметить, что 24 февраля 2010 г. распоряжением правительства РФ №201-р был утвержден перечень производителей автомобильной и дорожно- строительной техники, у которых государственные заказчики осуществляют в 2010 г. закупки для государственных нужд путем размещения заказа у единственного поставщика.

Причем еще какое-то время назад было бы неперспективным организовывать производство, подобное планируемому сейчас в Тольятти, т.к. завод-производитель не мог поставлять свою продукцию заказчикам напрямую. Новый механизм позволяет препятствовать и существующей схеме закупки техники через посредников-перекупщиков.

Вполне очевидно, что посредники стараются продать продукцию как можно дороже. При этом, поскольку перекупщики занимаются сбытом подвижного состава обанкротившегося ОАО «Тролза», неизбежно возникают вопросы по гарантийному обслуживанию.

Если тольяттинское производство троллейбусов окажется рентабельным, депутаты Самарской губернской думы могут выйти с инициативой о включении его в список поставщиков, у которых возможно покупать продукцию напрямую без проведения конкурса. Более того, если возможность покупки техники по такой схеме получат и муниципалитеты, то тольяттинская мэрия сможет покупать троллейбусы, собранные местным производителем.

Пока же наблюдается ситуация как раз противоположная. Так, закупкой шести троллейбусов для Тольятти в прошлом году занималась малоизвестная компания ООО «СпецТрансИнжиниринг» (см. «Хронограф» №44 (308) от 21.12.09), хотя стопроцентная «дочка» — ЗАО «Тролза» — также подавала заявку на участие.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Геннадий ТАРАНОВ, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии г.о. Тольятти

- Проект очень серьезный. Обсуждали ли вы его с областным правительством?

- Нет, в области мы это пока не оговаривали. В область надо выходить уже с конкретным бизнес-планом, чтобы показать, насколько проект будет эффективен и сколько средств нам, допустим, не хватает для того или иного направления. Поэтому мы сначала подготовим все необходимые вопросы, сами окончательно убедимся в необходимости проекта и только после этого будем обращаться в правительство с предложением об участии.

- Если не считать финансовой стороны вопроса, как область может способствовать проекту?

- Ну, во-первых, способствовать в переговорах по сбыту продукции, в т.ч. и в других регионах. Второе — это получение более дешевых кредитов. Там на самом деле очень много рычагов. Потом мы знаем, что в Самаре осенью выборы, будет новая администрация. Не исключено, что именно с ней нам и придется работать, если объемы производства будем увеличивать.