Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (321) | 5 апреля 2010г.
 

Порочная практика

Несчастные случаи на Тольяттикаучуке приобретают характер тенденции

Михаил Куракин

5 апреля в очередной раз будет сокращена инженер по охране труда Валентина ТЮРИНА, которая является также членом независимого профсоюза работников ООО «Тольяттикаучук» (ТС) «Наше дело». Ее сокращение едва ли можно назвать законным, однако тенденциозным — вполне. После завершения первой фазы высвобождения персонала, с начала 2010 г. на ТС участились несчастные случаи. Предстоящая оптимизация способна лишь усугубить сложившуюся ситуацию.

Во второй декаде марта при работе на высоте в цехе БК-5 с отметки 16 м упал слесарь Аркадий Надыргулов. По неофициальной информации, он получил переломы ребер, разрыв легких. Руководство предприятия якобы пыталось уговорить слесаря на написание акта о том, что ранения он получил якобы в собственном гараже, т.е. получить отписку о том, что несчастный случай произошел в бытовой ситуации. Во второй половине февраля произошло сразу три показательных случая. В цехе ИП-6 руку слесаря-ремонтника затянуло в конвейерную ленту. Травма — перелом ключицы. В цехе БК-2 на голову сотруднику предприятия упала сосулька. В результате сотрудник попал в реанимацию. В цехе ИП-20-30 при разгерметизации трубопровода щелочной раствор попал на руки и лицо слесаря-ремонтника. Он получил достаточно ощутимые ожоги.

Параллельно с этим на предприятии продолжаются высвобождения инженеров по охране труда. Так, 5 апреля в очередной раз планируется сокращение, в т.ч. инженера по охране труда Валентины Тюриной, которая также является заместителем председателя профсоюза «Наше дело». Ее высвобождение выглядит не совсем логичным по нескольким причинам. Прежде всего потому, что ее сокращение планируется без согласования с руководством профсоюза «Наше дело». Более того, в минувшем году на заседании комиссии по безопасности при губернаторе Самарской обл. было принято решение, спущенное в рекомендательной форме всем руководителям производств. А именно: не сокращать сотрудников, осуществляющих надзор в области охраны труда.

На снимке из корпоративного журнала СИБУРа присутствует сразу три нарушения ТБ
На снимке из корпоративного журнала СИБУРа присутствует сразу три нарушения ТБ

По информации источников из независимого профсоюза «Наше дело», с 2008 г. по нынешнее время предприятие покинуло более 2000 сотрудников. Более того, в настоящий момент в ОАО «СИБУР Холдинг» реализуется стратегия, которая направлена на оптимизацию численности предприятий группы и вывод сервисных видов деятельности на аутсорсинг. Прежде всего выделению подвергнутся службы ремонта, логистики и технологии. Выделение будет осуществляться в отдельные дочерние юридические лица. Ранее члены профсоюза «Наше дело» уже говорили о том, что к ноябрю 2010 г. численность персонала технологических цехов ТК в результате этих манипуляций может сократиться и вовсе до 2100 сотрудников. Нынешняя численность — 4300 человек (см. «Хронограф» №10 (319) от 22.03.10). При этом аппаратурное исполнение агрегатов остается прежним. Все это в комплексе приведет к расширению должностных обязанностей на каждую оставшуюся штатную единицу. И как следствие — к ослаблению контроля за опасным производственным объектом. Председатель профсоюза «Наше дело» Владимир Жильченко отметил: «Мы регулярно доводим информацию о ситуации в надзорные органы. Нас поражает недальновидность ответственных чиновников, попустительствующих таким грубейшим нарушениям правил охраны труда и промышленной безопасности».

Примечательно, что даже при беглом изучении корпоративного делового журнала «СИБУР сегодня» №1 (25) за январь-февраль 2010 г. можно сделать выводы о том, что нарушение правил техники безопасности — явление для предприятии холдинга вполне привычное.

На стр. 7 издания опубликована фотография, которая иллюстрирует работу слесарей. На этой фотографии заметны сразу три нарушения правил охраны труда. Прежде всего сотрудники не оснащены комплектами противогазов. Во-вторых, они работают ключами не из цветных металлов. Это может привести к образованию искры и, как следствие, к взрыву. При использовании ключей из черного металла они должны смачиваться в мазуте, емкость с которым у слесарей также отсутствует. Третье нарушение — на касках слесарей отсутствуют фиксирующие ремешки.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Валентина ТЮРИНА, инженер ТС по охране труда, заместитель председателя профсоюза «Наше дело»

- Как сейчас складывается ситуация с охраной труда на ТК?

- Плохо. Потому что когда сокращают людей, расширяется зона обслуживания. Производство-то никуда не девалось. Оборудование то же самое. Это говорит о том, что люди устают. У них ослабевает внимание. Больше вероятности, что они допустят ошибку. Это человеческий фактор. Политика, проводимая руководством, лишь усугубляет ситуацию. Например, сотрудникам запрещается уходить на больничный. Поэтому многие, под страхом увольнения, переносят болезнь на ногах. Это чревато более серьезными осложнениями. Чем чревато нахождение больного на рабочем месте на химическом предприятии, всем понятно. В последнее время участились случаи доставки сотрудников с рабочего места в больницы.

- Можно ли сказать, что эта тенденция будет обостряться?

- Однозначно. Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, даже не нужно быть специалистом в этой отрасли. Это читая логика. Если вы ведете автомобиль и одновременно принимаете пищу или говорите по мобильному телефону, то последствия могут быть страшными. Автомобиль — транспортное средство повышенной опасности. Как, собственно, и опасный производственный объект.