Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (321) | 5 апреля 2010г.
 

Коммунальная политика

Выборы в ДГОС наложатся на передел рынка ЖКХ

Павел Соколов, Илья Круговой

2010 г. для Самары примечателен не только выборами в думу и мэра. В этом году заканчивается срок действия договоров со всеми управляющими компаниями (УК) ЖКХ. Самарский бизнес, работающий в сфере ЖКХ, готов будет пойти на серьезные вложения ради сохранения или приумножения полученного в управление жилфонда. Предстоящие выборы в органы власти способны сделать эти вложения вдвойне эффективными. Процедура обхода граждан с подписными листами -достаточно распространенная практика в период выборов в органы власти. Можно совмещать эти обходы как для сбора подписей в поддержку того или иного выдвиженца, так и за смену УК. Следовательно, накануне предстоящих выборов логично рассматривать и анализировать карту избирательных округов сквозь призму присутствующих в них УК и теплоснабжающих организаций.

Совместят выборы

Предыдущие договоры с ныне действующими в Самаре УК ЖКХ были заключены в основной своей массе в 2007 г. сроком на три года. Делалось это в рамках реформы отрасли ЖКХ путем перевода ее в русло частного бизнеса. Выбор новых управляющих компаний должен осуществляться путем голосования жителей домов. Процедура эта может проводиться по-разному, как в рамках общедомовых собраний, так и путем обхода людей с подписными листами. Второй вариант допускает манипуляции с документами, а потому он менее легитимный. Однако именно он уже активно используется в Красноглинском р-не при отборе домов у ООО «Жилкомсервис».

Процедура обхода граждан с подписными листами — достаточно распространенная практика в период выборов органов власти. Соответственно, ничто не будет мешать в дальнейшем совмещать эти обходы как для сбора подписей в поддержку того или иного выдвиженца, так и за смену УК. Причем бизнес-группы УК, которые способны покрыть целые районы, получают прямую мотивацию формировать команды кандидатов.

В этой связи накануне предстоящих выборов логично рассматривать и анализировать карту избирательных округов сквозь призму присутствующих в них УК и теплоснабжающих организаций.

Сегодня на территории Самары в 35 округах работают более 20 управляющих компаний. Максимальное количество округов накрывает УК ЗАО «ПТС-Сервис». Она обслуживает жилфонд на территории 13 избирательных округов. Эта УК подконтрольна людям из холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ). Важным звеном здесь является и то, что на территории Самары структуры ВПГ контролируют основной объем транспортировки теплоносителя (ЗАО «ПТС») и существенную долю генерации тепловой энергии (ОАО «СУТЭК»). Причем две эти организации так или иначе присутствуют на территориях практически всех избирательных округов Самары. Зачастую от поставщиков энергоресурсов УК зависят сильнее, чем от жителей обслуживаемых домов.

Две силы

Противостоять людям из Волгопромгаза на предстоящих выборах не только управляющих компаний, но и депутатов смогут лишь те, кто сумеет заручиться административным ресурсом мэра Самары Виктора Тархова. Подконтрольные ему главы районов могут содействовать продвижению новых УК. Подконтрольное ему МП «ЕИРЦ» может оказывать содействие путем работы с уникальной общегородской базой данных по всем платежам за услуги ЖКХ. Возможности этого инструмента сложно переоценить, особенно тем, кто вознамерился осуществить молниеносную операцию по захвату чужого жилфонда. Под контролем Тархова департамент управления муниципальным имуществом, в ведении которого объекты недвижимости бывших муниципальных жилконтор, сдаваемые в аренду частным УК за чисто символическую плату. Даже поверхностный анализ ситуации показывает, что основная борьба за места в ДГОС развернется именно между двумя этими группами влияния. Наглядным доказательством того, что предстоящие выборы в ДГОС нужно рассматривать в очень тесной связке с переделом сфер влияния на рынке услуг ЖКХ, стали последние выступления и инициативы нынешних депутатов ДГОС. В ДГОС вдруг задумались над разработкой системы контроля деятельности УК. Депутат ДГОС Александр Белашев заявил, что в данный момент отношения между жителями и УК регулирует ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По его убеждению, муниципалитет не имеет права вмешиваться в эти взаимоотношения.

По словам Белашева, необходимо разработать некий закон на уровне региона, который давал бы возможность муниципальным службам или администрации города регулировать действия УК. При этом Белашев упомянул, что такая работа ведется и в думе. В данный момент разрабатывается договор, который УК могут воспринять как некий выпад со стороны депутатов. В частности, речь идет о контроле за деятельностью УК. Велика вероятность, что подобная инициатива зародилась именно по причине того, что в октябре у депутатов выборы. Подобное нормотворчество, даже если оно и не пройдет в окончательном варианте, поможет набрать политические очки у электората, а также пролоббировать интересы той или иной УК в округе.

По словам Белашева, депутаты поставили условие, чтобы муниципальные службы разработали новый вариант договора, который УК должны заключать с жителями Самары. «Как раз в эти договорные отношения отдельным пунктом мы хотим вписать не только обязанности жителей, но и обязанности УК, в т.ч. чтобы не было превышения тарифов и не повышалась необоснованно цена на ту или иную услугу», — озвучил заведомо популистскую и малореализуемую норму Белашев.

Депутатская суета

Активно говорят сегодня депутаты ДГОС и о качественном составе действующих УК. Из более чем 20 действующих сегодня в Самаре УК депутат ДГОС Владимир Ягодкин готов не критиковать лишь единицы. При этом он подчеркнул, что если будут проведены честные и открытые торги, то каждая компания должна уже сегодня перед проведением конкурсов и заключением договоров показать, на что она годится. «Если они этого не сделают, то многие жильцы будут искать другие управляющие компании. К сожалению, у нас их нет. В городе 22 управляющие компании, из них две — более-менее, а остальные — это бывшие в употреблении ЖЭУ», -резюмировал депутат. Тендеры по заключению договоров, со слов депутата, должны пройти ближе к осени.

В противоречие данному мнению прозвучали слова руководителя комитета ДГОС по ЖКХ Владимира Сюсина. Он заявил, что никаких торгов не будет. «Если жильцы не соизволили выбрать новую УК, то никаких торгов происходить не будет. Просто автоматически пролонгируется договор. Я знаю, что некоторые УК уже продлили договоры. Торги были три года назад, и все. Никаких конкурсов больше не будет», — сообщил Сюсин. Однако он прав только в отношении того жилфонда, который более чем на 51% подконтролен гражданам. Там, где доля муниципального жилья преобладающая, муниципальных тендеров не избежать. Вопрос в том, что перенарезку жилфонда в мэрии Самары при помощи районных властей могут осуществить так, что в наиболее важных для себя местах всегда можно сгруппировать дома с наибольшим количеством муниципальных площадей. С другой стороны, говоря о тендере, нужно понимать, что речь также может идти о том, кому достанутся в аренду по дешевке муниципальные площади муниципальных ПЖРТ для размещения производственных баз УК.

Сюсин крайне негативно отозвался о той УК, которая работает в его округе. Это УК ООО «ДЭЗ-1».

Она накрывает практически весь Кировский р-н Самары. Здесь 7 избирательных округов.

При этом мнения депутатов об одной и той же УК могут кардинально различаться. К примеру, Владимир Ягодкин, наоборот, весьма положительно относится к деятельности УК ООО «ДЭЗ-1».

При этом Сюсин весьма пространно трактует идею установления контроля над деятельностью УК. «Ввести вновь контроль за деятельностью УК, как сейчас предлагается, невозможно. Это было мое предложение на комитете, чтобы УК по договорам, которые разрабатывает департамент, были в большей степени наделены обязанностями, чем правами. Контроль возможен в небольшом объеме, но только путем субсидий», — резюмировал Владимир Сюсин.

О том, что депутаты не скрывают интереса к данной теме, говорит и тот факт, что критические высказывания зачастую звучат именно в адрес той УК, чье влияние наиболее распространено. Так, депутат Алексей Офицеров негативно отозвался о работе УК «ПТС-Сервис». «Администрация уже не отвечает за жилой фонд. Именно поэтому были предпосылки для критики — недавнее падение сосулек, и мы знаем, что виноваты в этом УК. В частности, подобный случай имел место недавно в Октябрьском р-не. Как раз на территории, подведомственной «ПТС-Сервис», погиб человек», — подчеркнул Офицеров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Александр БЕЛАШЕВ, депутат Думы г.о. Самара

- В моем округе присутствуют управляющие компании «Газэлектромонтаж», Промышленный ПЖРТ. Также произошло объединение МП «Васко» с одиннадцатым трестом. К ним у меня нет никаких вопросов. Частично реагирует на изменения Приволжский ПЖРТ, хотя данная УК уже давно на этом рынке. Газэлектромонтаж пытается войти на данный рынок, но это у них не очень хорошо получается. У них пока нет опыта работы в этой сфере. Мое личное мнение: в торги, которые проходят по управляющим компаниям, нужно внести ряд дополнительных условий. Это мы сейчас обсуждаем с депутатами, чтобы данные условия были обязательными для УК, которые изъявят желание участвовать в торгах. Обязательно, чтобы у них была своя материально-техническая база, оснащенная оборудованием, техникой, и чтобы были специалисты в сфере ЖКХ и, конечно, не менее 5 лет работы в области жилищно- коммунального хозяйства. Это одно из первых условий. А то, как правило, не только в моем округе и в моем — Промышленном — районе, но и по всему городу на рынок зашли компании, у которых в наличии только директор, бухгалтер и печать. Хотелось бы верить, чтобы на рынке ЖКХ были качественные условия.

Алексей ОФИЦЕРОВ, депутат Думы г.о. Самара

- У меня по округу работают две компании, это ООО «Алком» и ЗАО «ПТС-Сервис». Мнения о их работе очень хорошо отражает то количество жалоб на их работу, которые поступают в приемную депутата. Больше всего, конечно, жалоб на управляющую компанию «ПТС-Сервис», т.к. она по территории округа занимает большую часть. Самая большая проблема — это то, что когда у жильцов были подписаны договоры с данными УК, то администрация фактически перестала влиять на управление жилищным фондом. И это по закону именно так. Информация по нарушениям в работе УК фактически закрыта. И только житель того или иного дома, подав заявку в определенном ключе, может получить грамотный отчет о детализации расходов, которые якобы имели место. Я знаю, что очень многие УК хорошо работают, что они и должны делать. Но меня как депутата интересует, за какую стоимость жителям обошлись те или иные работы.

Владимир ЯГОДКИН, депутат Думы г.о. Самара

- В моем округе только одна управляющая компания — «ДЭЗ-1», с которой я весьма конструктивно работаю. Но сегодня УК не набрали той силы, которой мы ожидали. Правда, многие стали работать более эффективно. Работа управляющей компании — это на самом деле очень хитрая система. Она заключает договоры с субподрядчиками, и бывшие ЖЭУ, которые входили в состав разных муниципальных объединений, они как бы выполняют те же самые функции. Сегодня все управляющие компании в Самаре не имеют необходимой мощи — как экономической, так и технической. На это нужно какое-то время.

Владимир СЮСИН, депутат Думы г.о. Самара

- Никаких торгов по отбору управляющих компаний, как вам это заявляют, не будет. Люди сами будут определять, с какой УК им работать. К примеру, вы сегодня работаете с «ДЭЗ-1», я просто назову эту компанию, чтобы вам было понятно. Приходит некая другая УК, хотя у вас уже заключен договор с другой. Эта компания начинает говорить, что у нее есть такие-то условия. Если вас эти условия устраивают, то проводится собрание собственников жилья, ТСЖ заключает договор и вы начинаете работать уже с новой компанией. Это я к тому, что тот же «ДЭЗ-1» на этот процесс уже повлиять не может, даже если будет обращаться в суды.